Минюст отказался рассмотреть предложения 11 правозащитных организаций по улучшению ситуации со свободой собраний в России. Об этом сообщают юристы ОВД-Инфо и Правозащитного центра «Мемориал».
В ответ на обращение правозащитников чиновники сообщают, что «тематика реализации права на свободу собраний и объединений, а также исполнения российскими властями постановления ЕСПЧ от 7 февраля 2017 года по делу „Лашманкин и другие против Российской Федерации“ находятся на постоянном контроле Минюста России». Также Минюст отметил, что «вопросы обеспечения законности при проведении массовых мероприятий находятся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии и других федеральных и региональных органов власти». Ответ датирован 18 декабря.
Кроме того, Минюст указал, что об этой проблеме говорилось в докладе с результатами мониторинга правоприменения за 2019 год, который был подготовлен для президента в ноябре 2020 года. В докладе, в частности, предлагается, чтобы Минюст и МВД совместно с Генпрокуратурой и Верховным судом «проработали вопрос о достаточности принятых мер в части совершенствования законодательства и правоприменительной практики в целях обеспечения права на мирные публичные собрания с учетом актуальной практики Европейского Суда, а также складывающейся правоприменительной практики судов и компетентных государственных органов».
Решение по делу «Лашманкин и другие против России» является одним из ключевых постановлений ЕСПЧ, затрагивающих вопросы необоснованных отказов в согласовании акций, проблему массовых задержаний участников мирных собраний, а также неадекватность применяемых полицией средств обеспечения безопасности во время мирных протестов. Кроме того, в группу дел, объединенных для исполнения вместе с делом Лашманкина, включены решения Европейского суда, связанные с проблемами одиночных пикетов, территориальных запретов на проведение публичных мероприятий, а также с уголовным преследованием участников мирных акций в России.
«Подобная отписка со стороны Минюста означает осознанное нежелание властей вступать в диалог с гражданским обществом и экспертами по одному из самых острых вопросов современной России — реализации права на свободу мирных собраний. После того, как Комитет министров Совета Европы в очередной раз признал, что Российская Федерация не решила выявленные ЕСПЧ проблемы со свободой собраний, 11 профильных организаций, постоянно работающих в этой сфере, подготовили подробный план возможных шагов, предложили Минюсту организовать экспертную площадку и вместе начать работу по улучшению ситуации. Но ведомство проигнорировало это предложение», — комментирует ответ Минюста юрист ОВД-Инфо Денис Шедов.
«Очень жаль, что Минюст никак не прокомментировал наши содержательные предложения, а также предложение о создании экспертной группы. Утверждение о том, что исполнение постановления ЕСПЧ по делу Лашманкина находится на постоянном контроле Минюста, тоже вызывает вопросы ввиду новых законопроектов, еще более усугубляющих проблемы, выявленные ЕСПЧ», — пояснила юрист ПЦ «Мемориал» Татьяна Черникова.
- 3 декабря 11 правозащитных организаций, некоторые из которых на постоянной основе занимаются помощью задержанным на публичных мероприятиях, обратились в Минюст России с конкретными предложениями по улучшению ситуации с реализацией права на свободу мирных собраний, а также исполнению соответствующих решений ЕСПЧ.
- 3 сентября 2020 года Комитет министров Совета Европы признал неисполненным постановление ЕСПЧ по делу «Лашманкин и другие против России» — одному из ключевых дел по вопросам отказа в согласовании акций и массовых задержаний участников мирных собраний в России. Комитет министров намерен вернуться к обсуждению вопроса об исполнении российскими властями этого постановления ЕСПЧ в июне 2021 года.
- В конце ноября 2020 года депутат от партии «Единая Россия» Дмитрий Вяткин внес на рассмотрение Госдумы сразу несколько законопроектов, предполагающих, напротив, дополнительные ограничения в сфере свободы собраний и создающих новые сложности и риски для организаторов, участников акций и освещающих их журналистов. 23 декабря депутаты Госдумы одобрили их в третьем чтении.