С 1 июня по 12 июля 2017 года в ряде регионов России вводятся особые меры безопасности из-за проведения Кубка конфедераций — международного соревнования по футболу в преддверии чемпионата мира. Ограничения, введенные указом президента Владимира Путина, коснутся в том числе свободы проведения публичных мероприятий. ОВД-Инфо рассказывает, что именно затронет указ и что о нем думают юристы.
Особые меры ввели в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и Краснодарском крае. С 25 мая по 25 июля 2018 года в связи с чемпионатом мира по футболу к этим регионам добавятся Волгоградская, Свердловская, Калининградская, Нижегородская, Ростовская и Самарская области, а также Мордовия.
Места проведения митингов, пикетов и шествий на время действия ограничений должны быть согласованы с ФСБ и МВД. Территориальные органы безопасности также должны утвердить время, маршрут движения и количество участников акции, определенные местными властями. Это касается проведения любых публичных мероприятий, не связанных со спортивными событиями. По мнению юриста Правозащитного центра «Мемориал» Татьяны Глушковой, такие меры дают региональным властям право полностью запретить проведение публичных мероприятий на другие темы в период чемпионатов.
На 12 июня 2017 года запланированы акции против коррупции более чем в 200 городах России. Политик Алексей Навальный заявил, что указ президента не помешает провести митинги. «Базовые конституционные права граждан России не могут отменяться и изменяться указами президента. Ну и, конечно, наши митинги никак не будут мешать проведению матчей. Мы митингуем против коррупции и, вполне, за спорт», — написал он в своем твиттере. Сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Николай Ляскин сказал ОВД-Инфо, что считает указ антиконституционным. Он отметил, что во время подобных мероприятий в Бразилии и Великобритании также вводились ограничения, но они «и рядом не стояли» с установленными в России.
Введенные указом меры противоречат Конституции и нормам международного права, считают юристы. В разговоре с ОВД-Инфо юрист Татьяна Глушкова отметила, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции, права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
«Речь не идет ни о какой чрезвычайной военной ситуации, соответственно, данное ограничение нельзя считать соответствующим Конституции. На мой взгляд, это не соответствует и международным правовым обязательствам РФ, потому что совершенно непонятно, какова цель этих ограничений и их необходимость в демократическом обществе», — сказала юрист.
Она также обратила внимание на размытость формулировок указа. «Они говорят об ограничении проведения публичных мероприятий, „не связанных с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу“. Но как определить, связано конкретное публичное мероприятие с этими соревнованиями или нет? Например, я вполне допускаю, что ЛГБТ-активисты могут захотеть провести публичное мероприятие с целью привлечения внимания к дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в спорте, в том числе в футболе. Решать, связано ли такое мероприятие с чемпионатами, будут региональные власти, и, на мой взгляд, их решение нетрудно предугадать», — считает Глушкова.
Юрист фонда «Общественный вердикт» Николай Зборошенко отмечает, что необходимость согласовывать место и время проведения мероприятия с правоохранительными органами противоречит федеральному закону о митингах № 54-ФЗ. «В нем не предусмотрено согласование с какими-либо иными органами, кроме органов исполнительной власти субъекта федерации. Очевидно, что закон имеет более высокую юридическую силу, чем указ президента», — объяснил юрист. По его словам, «есть перспектива» для обращения в Европейский суд по правам человека.
Подобные ограничения вводились во время Олимпиады и Паралимпиады в Сочи в 2014 году. Тогда Путин подписал указ, который запрещал проводить в городе любые публичные мероприятия, не связанные со спортом. Юристы сходились во мнении, что такие меры являются посягательством на свободу собраний.