Комитет ООН по правам человека готовит «Общие замечания» к статье 21 («Право на мирные собрания») Международного пакта о гражданских и политических правах. Государствам и правозащитным организациям было предложено направить свои замечания до февраля 2020 года. Россия ответила одной из последних. ОВД-Инфо разбирается с позицией власти о свободе собраний.
«Общие замечания» представляют собой рекомендации экспертов Комитета, которые наделены официальным статусом. Они поясняют, как должна реализовываться свобода собраний в понимании Международного пакта о гражданских и политических правах. Эксперты формируют свои аргументы на основе широкого круга информации. Представленные ими замечания могут использоваться при нормотворчестве и правоприменительной практике.
Одно из положений документа гласит: «Непризнание права на участие в мирных собраниях является признаком репрессий». По мнению правительства России, это положение «носит субъективный оценочный характер», поскольку такая формулировка «не имеет под собой какой-либо международно признанной нормативно-правовой базы» и, как снова отмечает правительство в другом абзаце, «некая презумпция мирного характера собраний неизвестна международному праву».
Повод для ограничения свободы собраний — угрозы «общественной безопасности», а именно «значительный и непосредственный риск возникновения угрозы безопасности людей, их жизни или физической неприкосновенности» и «аналогичный риск серьезного ущерба имуществу» — правительство считает важным расширить, упомянув в перечне угрозу «здоровью и психологической неприкосновенности». Что под этим понимается, власти не уточнили.
Замечание о том, что государство должно приложить «особые усилия» для реализации права на свободу собраний «лиц, подвергающихся дискриминации», а также обеспечить безопасность «участников от нападений, вызванных гомофобией, сексизмом или гендерной дискриминацией», Россия назвала «попыткой создания некоего привилегированного режима защиты отдельных категорий лиц».
Из-за борьбы с привилегиями Россия также не увидела необходимости бороться с воспрепятствованием работе журналистов и правозащитников на публичных мероприятиях, «даже если они объявлены незаконными».
При этом правительство решило дополнить «Замечание» «положением о важности соблюдения баланса интересов частных предприятий и граждан, реализующих свое право на участие в соответствующем публичном мероприятии».
«Не вполне обоснованным» правительство назвало предложение допускать запрет акции по причине «защиты нравственности» только в исключительных случаях. «Принимая во внимание отсутствие в международном праве определения термина „мораль“, подходить к данной теме необходимо с учетом национальных, исторических, религиозных и иных особенностей каждого конкретного государства», — говорится в российском официальном ответе.
При этом в другом пункте власти отметили, что «ограничения могут быть оправданы» в отношении нацистской символики, «приветственных жестов» и «других отличительных знаков структур, признанных преступными Нюрнбергским трибуналом».
ООН также высказалась против превентивного задержания участников акции. Комитет утверждает, что это может быть допустимо только в исключительных случаях — «когда властям действительно известно о намерении этих лиц участвовать в актах насилия или подстрекать к ним». В «Замечаниях» также указано, что использование «сотрудников в штатском» на акциях «должно быть разумно необходимым».
Однако, по мнению российского правительства, эти предписания могут «существенно снизить способность правоохранительных органов эффективно и оперативно реагировать на противоправные проявления в преддверии или в ходе массовых мероприятий».
«Обеспечение мирного характера массовых мероприятий во многом зависит именно от организаторов. Российская сторона не видит оснований выводить их из-под ответственности в случае, когда их действия явились причиной причинения ущерба», — ответила Россия на пункт о том, что организаторы акции не должны нести ответственности за ее участников.
Юристы ОВД-Инфо и ПЦ «Мемориал» также отправили свои комментарии к «Замечаниям». Предложения правозащитных организаций можно прочитать на сайте Комитета по правам человека.