14 декабря Государственная Дума утвердила во втором чтении законопроект № 802242–6 о расширении полномочий сотрудников ФСИН, внесенный на рассмотрение в законодательный орган Правительством.
Законопроект, который правозащитники сразу же после его появления назвали «законом садистов», должен был дать возможность сотрудникам уголовно-исправительной системы применять к осужденным силу и спецсредства за нарушения режима содержания, а также в целом расширить список случаев, когда работники ФСИН вправе применять огнестрельное оружие, физическую силу и специальные средства. 21 октября 2015 года законопроект был внесен на первое чтение в Думу и утвержден, однако после шума, поднятого журналистами и правозащитниками, ко второму чтению депутаты внесли в него ряд поправок, все же затрудняющий для сотрудников ФСИН неконтролируемое и не наказуемое применение силы в отношении заключенных.
В частности, та самая норма о применении силы и спецсредств за нарушение режима содержания из текста исключена. Заместитель председателя комитета Думы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, комментируя новую редакцию законопроекта в разговоре с ТАСС, назвал это «самой серьезной и главной правкой».
Другие поправки оговаривают возможность фиксации повреждений у заключенных медиками, а также возможность своевременного оказания медицинской помощи в случаях получения телесных повреждений от применения силы или спецсредств. При этом поправки, которые разрешали применение силы только при наличии видеорегистратора, не получили поддержки, потому что, по словам Валеева, это «лишило бы вообще возможности противодействия преступным действиям». Фиксирование происходящего на видео должно осуществляться, только если существует такая возможность в принципе.
Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.
Кроме того, введены ограничения на применение электрошокеров и других специальных средств и установлены единые правила для применения резиновых палок, аналогичные таким же правилам для других силовых структур. Использовать спецсредства для пресечения неповиновения заключенного сотрудник ФСИН может только в тех случаях, когда существует угроза насилия, опасного для жизни и здоровья сотрудника или иного лица.
Применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате могут пострадать случайные лица, работнику ФСИН запрещается.
Указано также, что сотрудник пенитенциарной системы вправе не подчиниться «заведомо незаконному» приказу или распоряжению, ведь если применение силы или спецсредств будет признано неправомерным, для него должна наступить ответственность за эти действия:
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.