Троих подростков, задержанных из-за поджога релейного шкафа в мае, также подозревают в причастности к поджогам контейнера телекоммуникационного оборудования в Новосибирске и самолета СУ-24 на территории Новосибирского авиационного завода. Об этом сообщает официальный представитель МВД России Ирина Волк
В сообщении полиции не названы имена, но речь скорее всего идет о восемнадцатилетних Кирилле Веселове и Павле Соловьеве, а также несовершеннолетнем Савелии Р. 15 мая Ленинский районный суд Новосибирска отправил их в СИЗО по статье о диверсии организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 281 УК).
По версии следствия, молодые люди 23 апреля вскрыли и подожгли релейные шкафы на перегоне станций «Сеятель» — «Бердск» в Новосибирской области. Позднее, 7 мая, они же якобы подожгли релейный шкаф между станциями «Сибирская» и «Юность». Полицейские заявляют, что они получили задание через телеграм, фиксировали поджоги на камеру смартфона, чтобы отправить куратору видеоотчет и получить десять тысяч рублей.
8 сентября всех троих внесли в перечень «террористов и экстремистов» Росфинмониторинга.
О поджоге самолета на авиазаводе имени В. П. Чкалова 9 мая сообщил легион «Свобода России». По этому поводу завели дело о диверсии против Виктора Скоробогатова, 15 мая его отправили в СИЗО. Но тогда о связи между двумя поджогами полицейские не сообщали.
- До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные материалы и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.
- Как правило, подробности уголовных дел о диверсиях почти неизвестны — информацию о них, в основном, распространяют силовики. Помимо статьи о диверсии, некоторым обвиняемым также вменяют статью о теракте (ст. 205 УК) или его подготовке. Из имеющихся данных можно сделать вывод, что возбуждение дел именно по этим статьям не всегда имеет под собой основания: далеко не все случаи несут в себе серьезные последствия для работы железной дороги, а некоторые совсем незначительны. Во многих случаях обвиняемые рассказывали, что повреждали релейные шкафы и другое оборудование на дорогах за небольшие деньги. При этом в ряде случаев можно утверждать, что поджоги были способом выступить против полномасштабного вторжения в Украину.