Активист Никита Ботберг, выступивший против войны, уехал из России в Армению после того, как столкнулся с давлением со стороны силовиков. Об этом он рассказал «Кавказскому узлу».
В мае суд в Сочи арестовал Ботберга на пять суток из-за того, что он вышел на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего предка — красноармейца, погибшего в 1942 году. Рядом с портретом активист написал: «Он воевал не за это. Нет войне». Мужчину признали виновным по статье о неповиновении законным требованиям полицейских (ч. 1 ст. 19.3 КоАП). Тогда на него также составили протокол по статье о дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП).
После выхода из спецприемника Ботберга вызвали в ФСБ. Там ему задавали вопросы о близких в Украине и денежных переводах туда.
Спустя несколько дней в рестораны, которыми владел активист, пришли оперативники в штатском. На одно из двух заведений составили протокол о нарушении общественного порядка. Кроме того, полицейские приглашали Ботберга в ОВД через арендодателей его ресторанов и квартиры.
Собственник помещения, где располагалось заведение активиста, потребовал продать бизнес или немедленно съехать со всем имуществом. Мужчина был вынужден передать рестораны партнерам. Арендодатель земли под фудтрак также настоял на том, чтобы Ботберг перестал ее снимать.
После объявления мобилизации, 1 октября, активист вышел с пикетом к Дворцу офицеров в Перми, на котором висела растяжка с надписью «Своих не бросаем» и символом Z в цветах георгиевской ленты. На фоне здания Ботберг держал в руках плакат «Путин, сгинь». Когда к мужчине стали приближаться силовики, у него началась паническая атака и он покинул место акции.
На следующий день полицейские пришли по месту прописки Ботберга. Мать активиста, которая там проживает, отказалась отвечать на вопросы силовиков о сыне.
Спустя несколько дней, по словам активиста, его избили. Неизвестный трижды ударил мужчину в нос и в челюсть и повалил на землю.
«Я не выходил из дома на протяжении недели. У меня начались панические атаки. Я боялся выйти на улицу, чтобы меня не увидели. В итоге мы (с женой) приняли решение, что надо уезжать», — рассказал Ботберг «Кавказскому узлу».
Заголовок и текст новости был изменен в связи с уточнением информации.
- С начала войны с Украиной из России уехали несколько миллионов человек. Для многих активистов, журналистов и общественных деятелей поводом для отъезда стали опасения из-за возможного уголовного преследования. После начала «спецоперации» российская власть стала чаще заводить уголовные дела на тех, кто выступает против войны или же просто занимается оппозиционной деятельностью. 21 сентября Владимир Путин также объявил о «частичной» мобилизации в России — это спровоцировало новый отток уезжающих из страны.