Госдума 5 июля в первом чтении приняла поправки, запрещающие проводить публичные мероприятия у зданий органов власти, вузов, школ, религиозных объектов, вокзалов, больниц и детских площадок. Об этом говорится на сайте нижней палаты парламента.
Поправки внесла группа сенаторов и депутатов 9 июня. Они также предложили предоставить субъектам федерации возможность дополнять список мест, где нельзя проводить акции. Чиновники поставили условие, что принятие этого решения должно быть «обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта».
Внесение поправок прокомментировали аналитики ОВД-Инфо, отметив, что сейчас запрет проводить митинги у органов власти и других объектов действует только в отдельных регионах.
Возможность вводить такие запреты у региональных законодателей появилась после изменения закона о митингах в 2012 году. В итоге к 2018 году в некоторых городах под запрет попали, по приблизительным оценкам, более 70% территории города.
В 2019 и 2020 годах Конституционный суд принял два постановления, которыми признал неконституционными различные аспекты абстрактных территориальных запретов — без учета особенностей каждой отдельной акции. После этого число подобных ограничений существенно сократилось — в 2022 году территориальные запреты полностью отменили Тульская область и Чукотский автономный округ.
Не все субъекты федерации прислушались к решению Конституционного суда: Самарская область и Ульяновская попытались обойти постановление, поменяв «абстрактные» запреты на «конкретные» адреса. Так, в ульяновском законе список «конкретных» мест состоит из 1289 пунктов, в самарском — из 1051.
- Эти поправки вносят нововведения в целый ряд существующих законов — они связаны с новым законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Однако как запреты проводить собрания на территориях, прилегающих к органам власти, помогут «усовершенствовать регулирование статуса иностранного агента», непонятно, подчеркивают аналитики ОВД-Инфо.