УМВД по Омской области подало иск на 452 тысячи рублей к сторонникам Алексея Навального из-за того, что полицейским пришлось работать на акции 23 января в выходной день. Об этом сообщила в Twitter бывшая глава местного штаба Навального Ольга Картавцева.
В опубликованном Картавцевой документе говорится, что ведомству пришлось выплатить сотрудникам компенсации за работу на выходных — 431 759 рублей, — а также потратить лишние деньги на бензин — 20 318 рублей. Кроме самой Картавцевой в иске фигурируют еще трое ответчиков.
Это не первый подобный иск, который полиция выносит оппозиции после протестных акций в поддержку Алексея Навального в этом году. Подобные иски уже были в Пензе и в Челябинске. В Пензе полиция потребовала взыскать с оппозиционеров 883 634 рубля за работу полицейских на акции 23 января и бензин, на который пришлось потратиться ведомству. В Челябинске такой же иск подали сразу по двум акциям — 23 и 31 января — и потребовали в сумме 2,15 миллионов рублей.
За акции в поддержку Алексея Навального полиция подала исков к оппозиционерам на общую сумму в 3,5 миллиона рублей. Сейчас ответчиками по искам проходят 11 человек. По общему сроку исковой давности подобные иски могут подаваться в течение трех лет после акции.
Как отмечает юрист ОВД-Инфо Денис Шедов, попытки взыскать с организаторов протестных акций расходы на работу полиции могут стать новым трендом пресечения свободы собраний в России.
«Такая практика вызывает много как юридических вопросов, так и вопросов здравого смысла, — комментирует Шедов. — Посудите сами, полицейские работают на бюджетные средства, они уже получили деньги от налогоплательщиков за свою работу, а теперь пытаются взыскать повторную оплату. К тому же это дает больше возможностей для коррупции, так как решение о количестве полицейских во время акции принимают сами полицейские, механизм принятия таких решений непрозрачен, а следовательно, полиция таким образом вполне может устраивать „дополнительный заработок“ для себя».
По словам Шедова, на неадекватность мер безопасности во время митингов в России неоднократно указывал Европейский суд по правам человека, отмечая, что подобные чрезмерные меры похожи на попытку создать негативный образ публичного мероприятия и усложнить его проведение. «Вообще это какая-то навязанная услуга получается, так как МВД нагоняет множество полицейских на мирный митинг, где их совсем не ждут, после требует за это денег, а отказаться от присутствия полицейских в таком количестве — невозможно», — добавляет юрист.
По мнению Шедова, подобные иски продолжают тренд растянутого во времени преследования активистов: КоАП позволяет в течение года привлекать к ответственности по «митинговым» статьям, а такие иски можно вообще подавать в течение трех лет.
«То есть в течение продолжительного времени власти оставляют себе возможность по своему усмотрению начать преследование довольно широкого круга лиц. На практике организаторами акций признают кого угодно, даже авторов постов в интернете с информацией о публичном мероприятии», — отмечает юрист.
Денис Шедов считает, что юридическому сообществу важно обратить внимание на эту практику и включиться в ее обсуждение и пресечение: «В противном случае последствия негативным образом скажутся не только на „политических делах“, но и в значительной мере отразятся на всей судебной и административной практике».
18:30 Стало известно, что полицейские потребовали еще 1,6 миллиона рублей с бывшего сотрудника омского штаба Навального Даниила Чебыкина за «переработку» на митинге 31 января. Об этом он сообщил в твиттере.
- После ареста политика Алексея Навального по всей России прошла серия протестов, массовые акции состоялись в субботу 23 января, в воскресенье 31 января и 2 февраля (в день замены условного срока Навального на реальный). Силовики жестко реагировали на акции протеста: 23 января задержали более 4000 человек, 31 января — более 5500, а 2 февраля— более 1400 человек.
- В связи с акциями в поддержку Алексея Навального, которые прошли с 23 января по 2 февраля, по всей стране возбудили как минимум 90 уголовных дел. Участников протестов обвинили не только в применении насилия к силовикам (ст. 318 УК), но также в нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ч. 1 ст. 236 УК), вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность (ч. 2 ст. 151.2 УК), перекрытии дорог (ст. 267 УК). Совокупность этих дел называют «дворцовое дело», поскольку одним из катализаторов протестов стал фильм-расследование ФБК «Дворец для Путина. История самой большой взятки».