Александра Игнатова, мастер по пирсингу из Саранска, участвовала в акции в поддержку Алексея Навального 23 января 2021 года. В августе полицейские решили привлечь ее к административной ответственности за нарушение порядка проведения акций с созданием помех транспортной инфраструктуре (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП). Участницу митинга задержали на работе: жена одного из полицейских записалась к ней на прокол носа.
«Будьте осторожны! Мастера по окрашиванию волос, ресниц, бровей, маникюру, педикюру, шугарингу, визажисты. Данная особа Люба Юткина записывается на процедуру, а в назначенное время вместо нее приходит майор полиции Игорь Юткин, и на вас в отделении полиции составляют протокол об административном правонарушении, которое якобы произошло ВНИМАНИЕ! полгода назад. Откуда ни возьмись, берется свидетель нарушения — некий Артем Рогаленков. Тяп-ляп, и вас штрафуют. Если вы не хотите стать жертвой этих „силовиков“, то никогда не записывайте Любу Юткину на процедуру по улучшению внешности! Полгода этот охранник общественного порядка потратил на поиски мирных людей, а убийцы в это время гуляют на свободе», — такой пост появился в группе «Саранск Доска позора» во «ВКонтакте».
К посту прикреплены фотографии из соцсетей полицейского и его жены, а также скрины переписки. Жена полицейского записалась к автору поста на прокол носа. За какие нарушения КоАП полицейские пытаются наказать даже спустя полгода? Например, за участие в акциях протеста. Так произошло в случае с мастером по пирсингу из Саранска Анастасией Игнатовой.
«Непривычно много для Саранска людей в тот день вышло. Очень много людей в возрасте. Ничего особого не происходило, мы мирно ходили по центральным улицам, выкрикивая лозунги в поддержку политзаключенных, Навального, просили Путина уйти и пели песню „Перемен“ Виктора Цоя. Несколько раз полицейские в громкоговоритель предупреждали нас, что мы нарушаем какой-то там закон о несанкционированных митингах. Во время шествия никого не забрали, но, как потом мне сказали знакомые, полицейские выдавливали людей поодиночке и забирали в отдел. Я этого уже не видела, так как сбежала с обеда на работе, чтобы поучаствовать, и потом быстренько убежала обратно на работу», — рассказывает Игнатова ОВД-Инфо о митинге 23 января.
Она предполагает, что ее как участницу акции идентифицировали из-за того, что она вела эфир в инстаграме. При этом несколько месяцев назад она его удалила: вероятно, полицейские сохранили информацию достаточно давно.
«4 августа мне написала мама и сказала, что приходил участковый и искал меня. Дома никого не застал и начал ходить опрашивать соседей. В этот же вечер мне позвонил некий участковый и сказал, что нам нужно встретиться и поговорить по поводу митинга, который был в апреле. Я ответила, что меня там не было и если они хотят со мной пообщаться, пусть присылают повестку, я приду в отдел. Я положила трубку, потом он звонил на протяжении нескольких дней. Спустя, наверное, неделю-две мне позвонили знакомые с предыдущего места работы и сказали, что меня ищет какой-то полицейский. Адрес мой найти несложно, так как на всех моих рабочих аккаунтах он в открытом доступе. В этот же вечер ко мне на процедуру записывается женщина. В назначенное время вместо этой женщины приходит ее муж-полицейский и забирает меня в отдел», — продолжает мастер по пирсингу.
Придя к Игнатовой на работу, полицейский Игорь Юткин говорил, что у него есть вопросы о митинге в апреле.
«Я сказала, что ничего не знаю, меня там не было. „Ну и хорошо, так и напишите в объяснении“, — ответил полицейский. Потом, уже в отделе он начал показывать мне скрины с прямого эфира в инстаграме [с протестов в январе]. Почему он сразу не сказал мне правду, я уточнять не стала. В отделе [полицейский] расспрашивал о митинге, знала ли я о том, что это нарушение закона, слышала ли я, что полицейские предупреждали нас об этом, и что мы там кричали. Затем выписал протокол, попросил подписать бумагу о том, что мне придет смс (или мне должны позвонить) о дате суда, и отпустил. Смс мне так никто и не прислал, о суде мне сказала правозащитница [сотрудничающая с ОВД-Инфо] Елена Евсеева, она случайно увидела мою фамилию на сайте суда», — добавляет мастер из Саранска.
«[В суде] спрашивали, знаю ли я, кто такой Навальный, и поддерживаю ли я его идеи, но я включила дурочку и сказала, что я вообще ни про какой митинг не знала, просто увидела толпу людей, и стало интересно. В отделе я тоже шла в отказ, так что подумала, что нужно придерживаться этой же версии. [Я ушла до вынесения решения]. Мне сказали, что нужно минимум час ждать, а нужно было возвращаться на работу», — объясняет она.
Суд признали Игнатову виновной в административном правонарушении и оштрафовал на 10 тысяч рублей.