Пандемия привела к ограничениям свободы собраний по всему миру. ОВД-Инфо поговорил с жителями США, Финляндии, Германии, Франции, Израиля и ЮАР о ситуации в их странах. Всюду эти ограничения вызвали недовольство и постепенно уходят под давлением людей, у которых накопились поводы для протестов.
«Самыми последними ограничениями, которые будут сняты, [будут] ограничения или запрет на проведение массовых мероприятий. Это будет финальной точкой», — в начале мая в интервью «Вестям» заявила главный санитарный врач России Анна Попова.
Многие протестующие, которых сейчас задерживают в России, получают в том числе административное наказание за так называемое «нарушение самоизоляции»: похоже, это продлится еще долго. Каков мировой опыт? Всюду ли пандемия привела к запрету политических акций? Об этом ОВД-Инфо поговорил с жителями шести стран с разными, но считающимися в целом демократическими политическими системами.
Финляндия
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране не менее 7104 человек были заражены, 6200 вылечились, 326 умерли. Население Финляндии — 5 миллионов человек.
Финляндия успешно справляется с волной коронавируса, но там до сих пор достаточно жесткие ограничения на уличные акции. Небольшое смягчение произошло лишь в конце весны. Как рассказал ОВД-Инфо участник ряда финских анархистских инициатив Антти Раутиайнен, до 31 мая в стране были запрещены любые собрания более десяти человек, а теперь — более пятидесяти.
Эти добровольно-принудительные рекомендации правительства полностью выполняют власти всех регионов Финляндии — в том числе тех, где уже по несколько недель не фиксируют ни одного нового случая заражения.
Политические акции этой весной в Финляндии проводились, но их было немного. Например, без проблем с полицией устраивали пикетирование активисты курдской диаспоры: их собралось меньше десяти человек, и они соблюдали дистанцирование. А вот акцию финских националистов полиция Хельсинки разогнала: за то, что в ней участвовали более десяти человек. На видео разгона и стражи порядка, и не подчиняющиеся активисты — без масок. На июньской акции в Хельсинки против расизма и полицейского насилия в США уже никто не соблюдал социальное дистанцирование, на улицы вышли тысячи человек.
homma eskaloitu kyllä aika nopeesti pic.twitter.com/0m0hwl6Qqw
— a u r i (@hiblidibli) May 8, 2020
Германия
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране не менее 187 518 человек были заражены, 172 089 вылечились, 8 801 умерли. Население Германии — 83 миллиона человек.
Как рассказала ОВД-Инфо Татьяна Кульбакина — участница российских правозащитных проектов, эмигрировавшая в эту страну — до пандемии в Германии было запрещено появляться на демонстрациях в масках, а теперь наоборот, ношение масок обязательно.
С середины марта по конец апреля уличные акции в Германии были запрещены. Теперь участников демонстраций обязали дистанцироваться друг от друга на полтора метра. Вместе на акциях могут стоять те, кто вместе живет. В разных немецких федеральных землях разные ограничения на максимальное количество участников. Также в Германии ввели необычное правило: все пришедшие на митинг должны дать свои контакты организаторам. Изначально эта информация не предназначена для полиции, но если у кого-то из участников митинга найдут коронавирус, эти данные используют, чтобы отследить контакты заболевшего.
На практике ограничения не очень работоспособны: желающих «посмотреть на митинг» никто не контролирует и данные с них не собирают. Соответственно, вполне может быть ситуация, что на митинг придут 50 «участников» и, например, две тысячи якобы «наблюдателей». На акцию в поддержку американского движения Black lives matter пришли 15 тысяч человек при заявленных 50. «Участники» отделены от «наблюдателей» лентой, огораживающий место митинга. При этом «наблюдатели» также могут приносить плакаты и вешать их на деревья, заборы и даже держать сами.
Израиль
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране не менее 19 121 человека были заражены, из них 15 389 вылечились, а 302 умерли. Население Израиля — 9 миллионов человек.
Весной в Израиле установили достаточно жесткий контроль за контактами и передвижениями людей. Для этого задействовали и полицию, и различные электронные системы слежения. При этом ограничения по количеству участников демонстраций не вводили. Есть лишь требование носить на демонстрациях маски и выдерживать двухметровое дистанцирование.
Социальный активист Илья, живущий в Тель-Авиве, рассказал ОВД-Инфо, что в апреле это требование выполнялось (хотя и не на всех митингах), но сейчас сходит на нет: люди в целом перестают соблюдать карантинные правила. Например, «социального дистанцирования» не было на протестах против полицейского произвола 30 мая, которые прошли после убийства палестинца полицейскими в Иерусалиме.
Южно-Африканская Республика
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране было не менее 70 038 зараженных, 38 531 из них выздоровели, 1480 умерли. Население ЮАР — 58 миллионов человек.
Как рассказал ОВД-Инфо журналист Дмитрий Окрест, оказавшийся в ЮАР в начале пандемии, на юге Африки существует традиция ярких массовых политических демонстраций, с музыкой и танцами, без разделительных кордонов между протестующими и прохожими.
Сейчас ничего подобного нет: в стране жесткий карантин, который только начинают снимать, свобода собраний власти пока не заботит. В ЮАР проходили одиночные пикеты серфингистов: они стояли с лозунгами, написанными на досках для катания по волнам, с требованием разрешить им самоизолироваться в океане. Пикетчиков-любителей морского спорта задерживали.
В бедных пригородах весной возникали стихийные встречи жителей, на которых обсуждалась угроза голода и отсутствие работы. Такие собрания полицейские разгоняли силой, в том числе с использованием водометов и резиновых пуль.
США
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране не менее 2 094 069 человек были заражены, из них 561 816 вылечились, а 115 732 умерли. Население США — 328 миллионов человек.
США — страна, наиболее пострадавшая от пандемии. В марте в США из-за коронавируса отменили митинги, запланированные в рамках президентской гонки. Уже в апреле в разных штатах проходили автопробеги (как более безопасный вариант протеста), а также митинги и демонстрации с требованием снять карантин. Некоторые демонстранты надевали медицинские маски, но далеко не все. Проведению уличных акций власти не препятствовали.
Социолог Анна, живущая недалеко от Нью-Йорка, объясняет это тем, что ограничения уличных акций протеста суды бы, скорее всего, признали антиконституционными. Это следует из первой поправки к американской конституции, запрещающей правительству, в том числе, ограничивать «право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
Сейчас, когда начались волнения после убийства полицейскими чернокожего в Миннесоте, о социальном дистанцировании на демонстрациях речи тем более не идет.
По данным Университета Джона Хопкинса, на момент написания текста в стране было не менее 194 153 заразившихся, 72 982 из них выздоровели, а 29 410 умерли. Население Франции — 67 миллионов человек.
По мере роста случаев заражения во Франции постепенно снижали максимальное допустимое число участников собраний. Татьяна Дворникова, редактор издания Open Democracy Russia, рассказывает, что формально во Франции были запрещены любые встречи более 10 человек, но фактически этот запрет не работал.
В разных районах страны постепенно росло количество уличных акций «желтых жилетов», медиков, требующих увеличить государственное финансирование здравоохранения (эта кампания началась ещё до пандемии), и протестующих против полицейского насилия. В одних районах Франции акции проходили без происшествий, в других их участников штрафовали. Это зависило от ситуации с коронавирусом и политики местных властей.
30 мая в Париже состоялась многотысячная демонстрация за права мигрантов (новое движение «черных жилетов») — ее участники были в медицинских масках, но в ходе шествия не соблюдали «социальное дистанцирование». Полиция ее не разгоняла. В начале июня массовые акций протеста во Франции продолжились, и 13 июня ограничения на проведение демонстраций были сняты.