Андрей Калих, один из задержанных в Санкт-Петербурге на Марсовом поле 12 июня, решил обжаловать действия правоохранителей. И рассказал ОВД-Инфо, что из этого получилось.
Мною была подана одна из первых жалоб в ЕСПЧ. Я был инициатором коллективной жалобы, поданной от лица тех, кто провел ночь в 64-м ОП. Жаловались человек десять. По сравнению с другими, у нас было все более-менее нормально, но, естественно, формальные условия были нарушены. Полицейские не предлагали нам еду и воду, не пустили адвоката, разговаривали грубо, разговаривали между собой матом. Но никого не били, в туалет пускали. Мы подали жалобу в прокуратуру Кировского района Санкт-Петербурга, копию выслали [Татьяне] Москальковой в Москву (уполномоченный по правам человека — ОВД-Инфо) и местному уполномоченному по правам человека, [Александру] Шишлову.
От Москальковой я получил отписку, что обращение рассматривается — больше до сих пор ничего нет. От Шишлова пришла тоже отписка, но интересная: что нашу жалобу почему-то переслали в военную прокуратуру такого-то гарнизона Санкт-Петербурга. По мнению Шишлова, нас задерживал ОМОН Национальной гвардии, который относится к Министерству обороны. По существу аппарат петербургского уполномоченного мне ничего не ответил. Через месяц приходит ответ из военной прокуратуры — конечно, не мне, а Шишлову, с копией мне. Мы разобрались, мы тут ни при чем, вас брал «простой ОМОН» — пишет военная прокуратура.
Еще была смешная история. Мы никак не могли оплатить штрафы, потому что в квитанциях были указаны неполные банковские реквизиты: не было так называемого УИНа. Какой-то «уникальный идентификационный номер». Те, кто хотел заплатить штраф, приходили, например, в «Сбербанк», а им говорят: нет, мы не можем у вас принять этот штраф. Те, кто не на шутку боялся, ездили в суд, оттуда их отсылали: это не мы, УИН должен быть у полицейских, которые вас задержали.
Это тема для отдельного разбирательства: почему УИНы должны быть у полицейских? Не они же выносят судебные решения… Боялись люди, которым, например, нужно было зарубеж, что будут проблемы из-за незаплаченного штрафа. В результате люди, незаконно арестованные, бегали и сами себя хотели наказать…
Я посоветовался со своим юристом, и мы решили составить еще одну жалобу. Я пошел в «Сбербанк», попытался заплатить, естественно, ничего не вышло. Попросил официальную бумагу об отказе принять квитанцию о штрафе. В «Сбербанке» долго созванивались, сказали, нужно писать заявление, ответ на него может 15 дней идти. Но ответ мне пришел тут же. На основании этой бумаги я написал жалобу в прокуратуру Кировского района с копиями в Кировский районный суд и в городской суд Санкт-Петербурга. Мне пришел ответ только из Кировского районного суда, но зато испуганный: это не мы ответственные, а полиция, но мы выяснили для вас ваши УИНы и их вам сообщаем.
На жалобы об условиях содержания Кировская районная прокуратура ответила мне, что… мы все врем. Если кратко. Например, на нашу претензию, что не был допущен адвокат, они пишут: а где доказательства, что он приходил? Наша жалоба на условия содержания в ОП 64 отражена в решении городского суда Санкт-Петербурга, но была, конечно, проигнорирована. Потом подали в ЕСПЧ, там условия содержания в ОП 64 описаны подробно.