ОВД-Инфо продолжает серию публикаций о российских «титушках» — представителях прокремлевских движений, устраивающих провокации и нападения на оппозиционных активистов. О своем опыте рассказывает Наталия Цымбалова, координатор «Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ».
Мы давно знакомы с этим явлением по ЛГБТ-акциям. На политических акциях эти «титушки»-провокаторы появились только на фоне активных действий российского правительства против Украины и соответствующей пропагандистской «арт-поддержки» (с февраля—марта 2014), а на ЛГБТ-акциях они были давно.
Контингент и методы провокаторов на ЛГБТ-акциях и акциях против политики Кремля в Украине несколько различаются, но во многом пересекаются, что неудивительно, потому что технологии применяются те же, только сейчас в усиленном варианте.
Против ЛГБТ действовали в основным представители националистических группировок, футбольные фанаты, так называемые «православные активисты», «казаки» и прочие гомофобные гопники. На политических проукраинских акциях среди тех, кто выступает против нас, выделяются представители проправительственного движения НОД депутата Евгения Федорова, «Антимайдана».
Не секрет, что Кремль содержит армию сетевых оплачиваемых троллей, в оффлайне против нас выходят такие же тролли, только более высокого уровня. Задача этих троллей, как и в интернете, — изображать народную поддержку путинского режима и, в частности, антиукраинской и антизападной политики Кремля. Они приходят на наши акции и делают вид, что они — «глас народа», который как бы против нас — «национал-предателей» и «пятой колонны». Их методы — это оскорбления и клевета, а также физические нападения. Они вырывают у активистов из рук плакаты, пытаются вытеснить с пикета, провоцируют конфликты и драки, в том числе занимаются рукоприкладством (было немало случаев, когда пикетчиков били). Они утверждают, что мы «купленные», «продались Америке, Госдепу», что мы «предатели Родины» и «работаем против России» и тому подобное.
Во многом это очень похоже на то, что происходит на ЛГБТ-акциях. В обоих случаях вся эта активность имеет явно заказной характер, тролли получают отмашку от курирующих их госструктур или спецслужб. Разница в поведении видна невооруженным глазом — когда такая отмашка дана, и когда ее нет. У нас были случаи, когда нам удавалось проводить наши акции совершенно спокойно, и мы встречали вполне доброжелательную и неагрессивную реакцию прохожих — тогда, когда власти почему-то решали, что против какой-то конкретной акции нецелесообразно что-либо предпринимать. Например, когда началась крымско-украинская история, в марте, мы проводили пикеты на Невском и встречали множественную агрессию якобы «случайных прохожих», а спустя пару недель такие же пикеты проходили совершенно спокойно.
В случае с ЛГБТ, например, было очень много агрессии в 2013 году, когда на каждую нашу акцию приходила толпа гомофобов и всячески нам препятствовала, пытаясь сорвать акцию. Можно вспомнить митинги 17 мая, 29 июня и 12 октября на Марсовом поле. Однако, с другой стороны, в начале сентября 2013 года нам удалось провести совершенно спокойную ЛГБТ-акцию на том же Марсовом поле — нас защищала полиция, поставив двойное заграждение, гомофобов было не так много и всех их оттеснили за заграждение в ста метрах от нас, где они тихо скулили свои песни. А нам никто не мешал, все прошло идеально. Секрет такой перемены прост: в этот день в Петербурге проходил саммит «Большой двадцатки» с участие Обамы и других лидеров западных стран, и российским властям в эти дни было выгодно продемонстрировать им более лояльное отношение к ЛГБТ-сообществу, показать, что у нас права ЛГБТ не нарушаются. С этой целью полиции было велено нас беречь и охранять, а троллей отогнать на безопасное расстояние. В свою очередь, самим троллям-провокаторам их кураторами через их лидеров было дано указание не соваться против нас в этот раз.
Самое забавное, что мы с некоторых пор могли заранее вычислить, какова будет обстановка на той или иной акции. Например, по тем призывам, которые размещает в соцсетях один из «патриотических» авторитетов Андрей Кочергин накануне наших ЛГБТ-акций, всегда можно понять, куда ветер дует, какая именно дана установка спецслужбами — нападать на нас или нет. Например, если он аргументированно пишет о том, что не надо нам «давать лишний повод для пиара», не надо нападать и бить, а надо писать жалобы в прокуратуру и так далее, то понятно, что дана установка: нас не трогать. Андрей Кочергин явно и очевидно связан со спецслужбами.
Разумеется, кроме гомофобных лидеров и наиболее буйных активистов, связанных с властями и спецслужбами, есть и массовка, которая слушает их призывы и выходит кулаками махать и глотки драть по «зову души», просто чтобы излить свою ненависть.
Сейчас кремлевских пропагандистов и армию реальных и виртуальных троллей у них на содержании меньше интересует педалирование ЛГБТ-тематики, и больше интересует украинский вопрос. На этот фронт брошены все силы — против тех, кто выступает с критикой войны и российской политики по отношению к Украине. Часть гомофобных деятелей, которые раньше выходили с провокациями против ЛГБТ-акций, перетекли в новую тему. Это тот же [депутат петербургского Законодательного собрания Виталий] Милонов, [его помощник Анатолий] Артюх со своим «Народным собором», «православные активисты». Часть гомофобов отпала, потому что их это не интересует. Например, часть националистов, которые были против нас на ЛГБТ-акциях, тема Украины не только не интересует, а они не поддерживают Кремль в этом вопросе, а поддерживают Украину. Поэтому они отпали. Но зато прибавился НОД, «Антимайдан» и тому подобные. Так что частично контингент сменился, часть осталась той же. Но это не столь важно: методы и цели прокремлевских провокаторов остались прежними.