Президентский Совет по правам человека собирается представить законопроект о переводе в КоАП скандальной статьи 212.1 УК, которая предусматривает лишение свободы за «неоднократные нарушения на митингах». Над законопроектом работают члены совета Генри Резник, Мара Полякова и Андрей Бабушкин. Бабушкин рассказал ОВД-Инфо о новой инициативе.
«Дадинская статья» первоначально и была в КоАП. Потом, когда был очередной рост протестной активности, ее криминализовали (статья 212.1 появилась в Уголовном кодексе в 2014 году; тогда же в статью 20.2 КоАП о нарушениях на митингах включили часть 8 о повторном нарушении — ОВД-Инфо).
Уже тогда правозащитники говорили о том, что будут массовые злоупотребления, массовые запугивания этой статьей гражданских и политических активистов. Будут наказывать тех, кто случайно попали под раздачу, или же медийно более активен, кто вызывает раздражение у определенных сотрудников правоохранительных органов. Что эта статья не будет массовой, но даже ее избирательное применение будет вызывать дикое общественное возмущение.
Люди не будут понимать: как так, человек несколько раз нарушил [свое же] право на мирное собрание, а ему дают такой же срок, как тому, кто у старушки квартиру отнял, на человека с ножом напал, изнасиловал. Граница добра и зла перепутывается.
Предсказания правозащитников сбылись с лихвой. Мы видим, что за решетку по ней заехали два или три человека. Все они стали объектами массы нарушений. Если бы не общественное внимание, мы бы об этих нарушениях и не знали: человек (Константин Котов — ОВД-Инфо) приезжает в колонию во Владимирской области, и у него два дня ложки нет. Его водят на обед, а он обедать не может, нечем ему суп и макароны доставать из тарелки.
[Помимо Ильдара Дадина и Константина Котова] был еще третий заключенный, где-то в регионах. Он несколько дней пробыл в СИЗО, затем прокуратура возбудилась, дело пересмотрели, широкой огласки не было.
Сегодня мы должны честно сказать: эксперимент неудачный. Кроме вреда, 212.1 УК стране и обществу ничего не причинила. 212.1 УК показывает, что чиновничье самодурство не может быть источником законотворчества. Эта уголовная статья никак не повлияла на людей на улицах, вызвав, вместе с тем, растерянность и недоверие к власти.
Я вообще бы отменил ответственность за демонстрации. Протесты — это вопрос общественного диалога, а не административной ответственности. Проблемы должны разрешаться путем переговоров. Но если нет понимания, что на мирный протест нельзя отвечать репрессиями, то пусть это будет хотя бы административная статья, а не уголовная.
Не могу сказать, на какой стадии находится законопроект, пока была высказана идея главой Совета по правам человека. [Я, Генри Резник и Мара Полякова] такие предложения действительно готовили. Но теперь это идет от руководства Совета по правам человека. Не могу сказать, какие формулировки в проекте административной статьи, но, главное, уголовная ответственность [за неоднократные нарушения правил проведения митингов] будет заменена штрафом или административным арестом.