Верховный суд аннексированного Крыма отклонил жалобу осужденного по делу «Хизб ут-Тахрир» Эльдара Кантимирова на неоднократное помещение в ШИЗО на территории тюрьмы № 1 Димитровграда в Ульяновской области. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на юриста Рустема Кямилева.
Таким образом, ВС признал законным решение суда первой инстанции, который в апреле не нашел нарушений в действиях сотрудников ФСИН. Как Симферопольский районный суд, так и Верховный суд Крыма отказались истребовать видеорегистрацию и вызывать свидетелей, хотя об этом просила сторона защиты.
По информации «Крымской солидарности», последний раз Кантимирова водворяли в ШИЗО в апреле 2023 года. Там его удерживали несколько месяцев, продлевая эту меру под разными предлогами: не застегнул пуговицу, не убрал руки за спину, вышел за матрасом в утепленных подштанниках, вместо штанов от робы.
«Причиной того, что нас держат в карцере — это то, что мы [осужденные крымские татары] граждане Украины. Когда мы сидели в камере, где нас было шесть человек, с требованием выйти на работу подошли только ко мне и Тимуру Ялкабову, зная, что будет отказ. Назначили штраф и выдворили в карцер Тимура. Через несколько дней после Тимура в карцер выдворили и меня. Затем каждый раз по истечении очередного срока карцера под всякими предлогами нам продлевают [пребывание в ШИЗО], хотя те, кто сидел в соседнем карцере, сразу по окончании срока (обычно это 15 дней), поднимаются в камеры», — приводит «Крымская солидарность» рассказ Кантимирова.
За время нахождения в ШИЗО у мужчины ухудшилось состояние здоровья. Его беспокоят боли в области поясницы и ущемление спинного нерва. Он писал несколько заявлений в медсанчасть, но их оставили без рассмотрения.
Ранее Кантимиров рассказывал о давлении, которое на него оказывают в тюрьме. Заключенный регулярно подвергался «нецензурной брани и высказываниям, выражающим неприязнь по национальному признаку и унижающим достоинство человека» от дежурного помощника начальника тюрьмы № 1 Димитровграда Ульяновской области Валерия Назаркина.
В настоящий момент Эльдар Кантимиров находится в СИЗО Ульяновска. Осужденного вывозили в больницу, откуда его должны были вернуть в тюрьму, но не стали этого делать. Кантимирова собираются этапировать в колонию для дальнейшего отбывания срока. В тюрьме у него остались личные вещи.
В августе 2021 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал четверых фигурантов дела — Эльдара Кантимирова, Ленура Халилова, Руслана Месутова и Руслана Нагаева — виновными по статьям об организации и участии в деятельности террористической организации (чч. 1 и 2 ст. 205.5 УК) и подготовке к насильственному свержению власти (ч. 1 ст. 278 УК с прим. ст. 30 УК). В августе 2022 года Апелляционный военный суд в подмосковной Власихе утвердил это решение.
Халилова и Месутова, которых посчитали организаторами ячейки, суд приговорил к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима, Нагаева — к 13, а Кантимирова — к 12. Первые два года наказания осужденные должны отбывать в тюрьме. Кроме того, всем верующим суд назначил один год ограничения свободы после освобождения.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.
- По данным проекта «Помощь политзаключенным. Мемориал» на 7 июля 2024 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 348 человек, из них 25 — в розыске. Осуждены как минимум 280 человек, из них 119 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 299 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (235 из них преследуется в настоящее время, 63 из них освободились по отбытии наказания, а один человек скончался).