Двое постовых тюрьмы «Владимирский централ» избили крымскотатарского активиста Асана Яникова, когда он попросил забрать свои продукты в каптерке. Об этом он рассказал своим родственникам, передает «Крымская солидарность».
Во время досмотра 6 апреля Яников спросил, когда он сможет попасть в каптерку, чтобы забрать продукты, но сотрудники тюрьмы ответили отказом. Мужчина решил их переспросить. Инспектору это не понравилось, и он подал знак постовым. Те подошли к крымскому татарину и дважды ударили его головой о бетон.
У Яникова сильно заболела голова. Через полчаса к нему вызвали медсестру, но она осмотрела только ноги политзаключенного, сказала, что с ним все в порядке, и ушла. «Асан ей показывал рассечение на его лице и говорил о том, что у него болит голова, но она, осмотрев только ноги, ушла», — рассказала его сестра Фатиме «Крымской солидарности».
Активист в разговоре с родственниками отметил, что он не оказывал сопротивления и не провоцировал сотрудников тюрьмы.
Фатиме Яникова добавила, что с момента прибытия во «Владимирский централ» к ее брату предвзято относились из-за национальности и статьи об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК), по которой он осужден. После приезда с тюрьму его сразу отправили в ШИЗО на 40 суток. Кроме этого, администрация учреждения не дает ему позвонить семье, с родственниками активист может общаться только письмами.
В марте 2022 года фигурантов дела второй симферопольской группы «Хизб ут-Тахрир» Эскендера Сулейманова и Асана Яникова приговорили к 15 годам колонии строгого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме; а Акима Бекирова, Сейтвели Сейтабдиева и Рустема Сейтхалилова — к 14 годам колонии строгого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме. В июле 2023 апелляционный суд утвердил приговор. В сентябре стало известно, что Яникова начали этапировать во «Владимирский централ», Сейтхалилова — в тюрьму в Димитровграде в Ульяновской области, Бекирова — в тюрьму в Балашове в Саратовской области.
Их всех признали виновными по статьям об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и о приготовлении к насильственному свержению власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). Кроме лишения свободы, осужденным назначили ограничения после освобождения: они включают запрет выходить из дома в ночное время, посещать места проведения публичных мероприятий и участвовать в них, выезжать за пределы территории муниципального образования, менять место жительства/работы без согласия ФСИН, также необходимо дважды в месяц отмечаться во ФСИН.
25 октября Асану Яникову запрещают звонить родным и получать от них письма. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на его сестру.
По словам Фатиме Яниковой, с октября прошлого года, когда крымского татарина этапировали во «Владимирский централ», он смог позвонить родным всего два раза. Большую часть почты ему не передают.
Также, по словам сестры мужчины, ему не разрешают увидеться с начальником тюрьмы. Заявления, которые Яников просит передать руководству, до начальника не доходят.
После того, как в апреле крымского татарина избили постовые, ему сократили выдачу хлеба. Из-за этого он похудел.
«[Тогда, после избиения ему] элементарно даже баланду не выдавали, а хлеб и то урезали», — рассказала Фатиме Яникова.
Сейчас, после того, как мужчину посетил адвокат, ситуация с хлебом и продуктами «улучшилась», однако что именно изменилось — Яников не сообщил. Также он получил от родственников посылку, но она была вскрыта.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта«Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.
- По данным проекта «Помощь политзаключенным. Мемориал» на 11 марта 2024 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 320 человек, из них 24 — в розыске. Осуждены как минимум 271 человек, из них 115 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 289 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (238 из них преследуется в настоящее время, 54 из них освободились по отбытии наказания, а один человек скончался).