Четырех из пяти осужденных по второму симферопольскому делу «Хизб ут-Тахрир» этапировали в российские тюрьмы. Османа Арифмеметова и Рустема Шейхалиева, предположительно, везут в Красноярский край, Руслана Сулейманова — в Челябинскую область. Энвера Аметова ранее отправили в Липецк. Об этом «Крымская солидарность» узнала из письма Арифмеметова его матери.
Изначально всех четверых мужчин доставили из СИЗО в Новочеркасске в Воронеж, оттуда Аметова этапировали в Липецк, а остальных повезли транзитом через Самару.
В ноябре 2022 года Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону признал Арифмеметова, Шейхалиева, Сулейманова, Аметова и Яшара Муедиинова виновными по статьям об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и приготовлении к насильственному захвату власти (ст. 278 УК с прим. ч.1 ст. 30 УК). Аметову и Муединову назначили по 13 лет лишения свободы; Арифмеметову, Сулейманову, Шейхалиеву — по 14 лет. Первые четыре года все осужденные должны провести в тюрьме, оставшийся срок — в колонии строгого режима. Аметову суд ограничил свободу на год после освобождения, остальным мужчинам — на два года. В феврале приговор утвердили.
Подсудимые, по версии обвинения, занимались воинственной исламской пропагандой, а также планировали конституционный переворот в Крыму. При этом следствие в том числе опирается на стенограмму прослушки. Защитница Сулейманова Лиля Гемеджи обратила внимание на многочисленные ошибки в фоноскопии прослушки и переводе ее с крымскотатарского языка.
Шейхалиев, Сулейманов и Арифмеметов до ареста работали журналистами «Крымской солидарности».
22 апреля Руслана Сулейманова доставили в тюрьму Верхнеуральска в Челябинской области. Он находится в карантинной камере. Об этом сообщает «Крымская солидарность».
Первое письмо оттуда мужчина отправил родственникам 14 апреля. По словам мужчины, весь этап занял 26 дней: из Новочеркасска его доставили до Верхнеуральска через Воронеж, Тамбов, Пензу, Самару, Оренбург, Орск, Челябинск и Магнитогорск. В СИЗО-1 Воронежа мужчина перенес острое респираторное заболевание с высокой температурой.
«В общем, пять ночей занял путь поездом. Сменил 10 автозаков. На некоторых станциях от автозака к „столыпинскому“ вагону [шли] с сумками в руках, все вместе, пристегнутые тросом, строем или пешком. В вагонах по часам выводили в туалет, три раза в сутки выдавали кипяток. В целом, для человека этапирование — нелегкое испытание, переживается ощутимый стресс. В такой момент задумываешься о людях в возрасте, больных, кому выпало такое испытание», — написал Руслан Сулейманов.
1 мая Рустема Шейхалиева доставили в тюрьму-2 в Енисейске (Красноярский край), передает «Крымская солидарность» со ссылкой на жену заключенного Сурию.
Сурия получила письмо от мужа 26 апреля.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России «террористической организацией». Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России «террористической» неправомерно. Исследовательский центр «Сова» же считает, что ее запрет не был лишен оснований, однако преследования из-за причастности к этой партии при отсутствии обвинений в других преступлениях террористической направленности зачастую приводит к назначению непропорционально суровых наказаний.
-
По данным проекта «Помощь политзаключенным. Мемориал» на 11 марта 2024 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 320 человек, из них 24 — в розыске. Осуждены как минимум 271 человек, из них 115 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 289 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (238 из них преследуется в настоящее время, 54 из них освободились по отбытии наказания, а один человек скончался).