Фигуранта одного из крымских дел «Хизб ут-Тахрир» Экрема Кроша перевели из СИЗО № 1 в СИЗО № 2 Симферополя. Он рассказал жене, что при поступлении в СИЗО № 2 его несколько раз ударили коленом по ребрам. Об этом сообщает «Крымская солидарность».
Жена обвиняемого Амиде Крош рассказала также, что при приемке у ее мужа отобрали личные вещи и продукты. В новом СИЗО, по ее словам, более жесткие условия содержания, причем давление оказывается на всех арестованных: «Если в камере провинился один, то наказание у них общее. Они стоят по 10-15 минут в согнутом положении, руки при этом держат за спиной. Теперь их еще и бегом выводят на прогулку. Они должны в полусогнутом положении, держа руки за спиной, услышать команду и бежать». Кроме того, сотрудники учреждения, говорит она, пытаются запретить мужчине читать намаз.
Экрема Кроша, Халила Мамбетова, Рефата Сейдаметова, а также Айдера Асанова, Османа Абдуразакова и Лемана Зекеряева задержали 24 января после обысков. Шестерых крымских татар обвиняют по статье об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). На следующий день фигурантов дела отправили в СИЗО.
25 мая Еще одного фигуранта этого дела, Халила Мамбетова, перевели в симферопольский СИЗО № 2, сообщает «Крымская солидарность».
68-летний заключенный страдает от артроза. Жена Мамбетова Лилия отправила ему лекарства, но их не передали мужчине.
«Он был бледным и уставшим. Сильно болят ноги. На руках видны шишки от артроза, ноги он не может мне показать, но сказал, что наступать больно. Артроз у него был и до ареста. Дома старались пить лекарства, помогало. А сейчас невозможно. Отправили ему несколько препаратов, но ему их не дали», — рассказала Лилия Мамбетова.
Во время свидания супругам запретили разговаривать на крымскотатарском языке. В СИЗО у Мамбетова пропали Коран и очки.
11 июня Третьего фигуранта январского дела «Хизб ут-Тахрир» Айдера Асанова перевели в СИЗО-2 Симферополя. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на супругу заключенного Полину Асанову.
По ее словам, на мужчину и других политзаключенных в следственном изоляторе оказывают моральное и физическое давление. В камере у Асанова только одна скамья, на которой они с сокамерниками сидят по очереди. У них раз в два часа проводят проверку, во время которой их лицом вниз выводят лицом вниз и спускают на несколько этажей вниз.
«Грубое отношение к ним со стороны администрации, водят в позе „дельфина“, могут в грубой форме толкнуть за шею, чтобы ребята не видели их лиц, — приводят правозащитники слова Полины Асановой. — После свидания ко мне подошли два начальника, чтобы узнать как у меня прошла встреча, один стоял с блокнотом. Я от переизбытка эмоций не смогла сдержать слез, спросила почему к моему мужу такое отношение. Они все отрицали».
28 июля Гражданского журналиста «Крымской солидарности» Амета Сулейманова, приговоренного к 12 годам лишения свободы по делу об участии в «Хизб ут-Тахрир», также перевели в СИЗО-2 Симферополя. Об этом сообщают «Крым.Реалии».
Жена Сулейманова Лиля Люманова рассказала, что ему также запрещают лежать днем, несмотря на болезнь сердца. Она опасается, что пребывание в вертикальном положении весь день может привести к возникновению тромбов.
Также по ее словам, заключенных в СИЗО заставляют учить и петь гимн России. Сулейманову запрещают самостоятельно выбирать себе книги из библиотеки при изоляторе: их выдает по своему усмотрению сотрудник.
О пытках и тяжелых условиях содержания в симферопольском СИЗО-2 в июне также сообщили адвокаты и родственники фигурантов дела о диверсии на газопроводе в Крыму Асана и Азиза Ахметовых и Наримана Джеляла.
21:47 Защита Сулейманова подавала ходатайство о его освобождении из СИЗО в связи с наличием тяжелого заболевания, однако сотрудники медсанчасти учреждения не явились в суд и отказались передавать документы о его болезни. Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на защитницу мужчины Лилю Гемеджи.
У Сулейманова есть инвалидность, которую формально отменили из-за того, что крымчанин проходил лечение в Киеве, а не Москве.
23 января 2024 года На выступлении в Южном окружном военном суде Экрем Крош рассказал дополнительные подробности о давлении и пытках, с которыми столкнулся в симферопольском СИЗО № 2, где находился с 27 апреля по 20 июня 2023 года. Его слова опубликовало издание «Ґрати».
По словам Кроша, при приеме в СИЗО его и других этапированных на два часа посадили на корточки, заставив поднять руки над головой пальцами вверх. Опускавших руки избивали, в том числе по голове и с применением электрошокера. Электрошокер сотрудники СИЗО часто использовали и в дальнейшем при возражениях и попытках заключенных отстоять свои права.
Крош также рассказал, что каждый вечер во время проверки его вынуждали рассказывать наизусть российский гимн. «Я сказал дежурному, что не могу его учить в силу своих религиозных и политических понятий. Но он ответил, что ему все равно: я буду учить гимн, и ему все равно на мои понятия», — цитирует издание слова Кроша. После одного из отказов его вывели в комнату для хранения вещей, где угрожали, а после перешли к побоям. «Меня били по ногам ниже таза, но я устоял. Потом ударили шокером чуть ниже подмышки, в мягкое место — меня отбросило. Они подняли меня, стали бить по внутренней стороне ног, по голове. Я слышал запах перегара. Кто-то был пьян. А может и все они», — рассказал заключенный в суде.
После того как Крош написал жалобу на избивавших его сотрудников начальнику СИЗО Николаю Рябову, последний вызвал его в свой кабинет, где ударил в ухо и в зону возле глаза, оставив синяк.
- Исламистскую партию «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России террористической организацией. Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению Информационно-аналитического центра «Сова» и проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал», партия признана в России террористической неправомерно.
- По данным проекта «Помощь политзаключенным. Мемориал» на 23 февраля 2023 года, в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуются как минимум 334 человека, из них 27 — в розыске. Осуждены как минимум 253 человека, из них 107 фигурантов приговорены к срокам свыше пятнадцати лет колонии. Всего «Мемориал» признал политическими заключенными 280 фигурантов дел о причастности к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (233 из них преследуется в настоящее время, а 47 из них освободились по отбытии наказания).