Федеральная служба судебных приставов обязала санитарную часть ФСИН, в которой наблюдался в последствии скончавшийся крымскотатарский активист Джемиль Гафаров, предоставить адвокату материалы его медицинского обследования. Об этом ОВД-Инфо сообщил адвокат Гафарова Рифат Яхин.
Джемиль Гафаров — фигурант второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир». В январе его и еще четырех человек приговорили к 13 годам лишения свободы по статьям об участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и о приготовлении к захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). Спустя месяц Гафаров скончался в СИЗО Новочеркасска из-за проблем со здоровьем.
Еще до ареста в марте 2019 года Гафаров имел III группу инвалидности из-за хронической почечной недостаточности и связанных с этим болезней сердца. После заключения под стражу мужчина получил II группу инвалидности, которая соответствует более тяжелому состоянию здоровья. В ноябре 2022 года он перенес сердечный приступ в СИЗО, после которого почти не вставал и страдал от болей в груди.
С октября 2019 года по февраль 2020 года Гафаров находился в Медико-санитарной части № 91 ФСИН по Крыму, где ему проводили различные обследования. Уже тогда адвокат Рифат Яхин неоднократно требовал предоставить результаты обследования, но ему поступали отказы. В начале 2020 года защитник подал административный иск к медицинскому учреждению и суд обязал удовлетворить его требования. ФСИН несколько раз обжаловала это решение, и только сейчас ФССП возбудила исполнительное производство.
«Вопрос касается ненадлежащего содержания под стражей и неоказания медицинской помощи больному, а также необеспечения условиями охраны здоровья в местах заключения. Исполнительное производство касается именно данного вопроса, оно возбуждено на основании на основании вступившего в законную силу судебного акта Железнодорожного районного суда г. Симферополя по моему иску в интересах Гафарова. Суд обязал ФКУ МСЧ № 91 ФСИН России дать ответы на мои адвокатские запросы о предоставлении сведений о том, какая именно оказывалась медицинская помощь, какие лекарства ему как инвалиду II группы предоставлялись, какие ему проводились клинические и инструментальные исследования, какими врачами ему проводились осмотры, какие этими врачами ему назначались лечения и какие проводились ему виды и объемы амбулаторного и стационарного лечения за период с конца октября 2019 года по февраль 2020 года».
Рифат Яхин в период следствия и суда неоднократно подчеркивал, что содержание в СИЗО опасно для жизни Гафарова и ходатайствовал о переводе крымскотатарского активиста под домашний арест. Незадолго до смерти, в январе 2023 года Гафаров стал жаловаться на боли в сердце. Другой адвокат Эдем Семедляева пробовал попасть к мужчине в СИЗО, но начальство учреждения постоянно откладывало визит.
«Это очень типичная ситуация — человек умирает в месте лишения свободы или в месте содержания под стражей, а его адвокату или его родственникам не показывают медицинские документы и другими способами пытаются замять ситуацию. Это делается с единственной целью — скрыть следы того, что в СИЗО не оказывалась надлежащая медицинская помощь или может даже что у человека был диагноз, несовместимый с содержанием под стражей», — комментирует адвокат «Первого отдела» Валерия Ветошкина.
- Исламистскую партию „Хизб ут-Тахрир“ признали на территории России террористической организацией. Ее участников обвиняют и приговаривают к реальным срокам лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и вербовали новых участников. По мнению Информационно-аналитического центра „Сова“ и проекта „Поддержка политзаключенных. Мемориал“, партия признана в России террористической неправомерно.