Фигуранту казанского дела «Хизб ут-Тахрир» Марселю Гималиеву, который находится в СИЗО № 1 Самарской области, отказали в установлении инвалидности. Об этом ОВД-Инфо сообщил его адвокат Владимир Красиков.
Во время задержания в марте 2017 года Гималиев выпрыгнул из окна своей квартиры, которая находилась на пятом этаже. Он получил тяжелую травму позвоночника. Сейчас у Гималиева нет одного из поясничных позвонков, нагрузка верхней части тела держится на металлоконструкции, которую легко повредить. Эта нагрузка приводит к дисфункции органов малого таза.
Гималиев находится под стражей с февраля 2020 года, он нуждается в постоянном доступе к спазмолитическим препаратам и систематическому лечению. Ранее медико-социальная экспертиза признала его инвалидом II группы, однако в рамках планового переосвидетельствования в 2021 году Бюро медико-социальной экспертизы отказалось признавать Гималиева инвалидом в заочной форме — то есть, врачи его не осматривали. Адвокат Гималиева Николай Кутеров пытался оспорить этот отказ в установлении инвалидности как незаконный и необоснованный, однако Самарский областной суд отказал в удовлетворении искового заявления.
Дело против Гималиева возбудили по двум «террористическим» статьям в рамках преследований предполагаемых участников «Хизб ут-Тахрир» в Казани. Его обвиняют в организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК) и содействии террористической деятельности (ч. 1 ст. 205.1 УК).
- В 2009 году Марсель Гималиев, занимавший пост руководителя Регионального правозащитного центра «Нова» и обвинявшийся тогда в причастности к экстремистской организации (ст. 282.2 УК), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК) и подготовке к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 30 ч.1, ст. 278 УК), был признан судом невменяемым и направлен на принудительное лечение.
- Исламская партия «Хизб ут-Тахрир» по решению Верховного суда признана террористической организацией. Однако ряд экспертов правозащитных организаций полагает, что для этого нет оснований, поскольку члены «Хизб ут-Тахрир» не были замечены в причастности к совершению или подготовке терактов. Членов этой партии обвиняют в терроризме исключительно на основании партийной деятельности: встреч, чтения литературы.