В СИЗО Симферополя в досрочный период плебисцита голосовать принуждали находящихся там крымских татар, обвиняемых по делам «Хизб ут-Тахрир» — Шабана Умерова, Тофика Абдулгазиева, а также Османа и Сейтумера Сейтумеровых. Об этом пишут «Ґрати» и «Крымская солидарность».
Утром 27 июня Шабана Умерова вместе с соседями по камере в СИЗО Симферополя вывели на голосование. Умеров отказался в нем участвовать. Сотрудники ФСИН сначала уговаривали его проголосовать, затем перешли на угрозы.
«Через часа два меня вывели из камеры и в коридоре оперативник по этажу — лейтенант — и еще два работника снова начали принуждать меня проголосовать. На что я ответил отрицательно. Лейтенант начал говорить, что из-за меня пострадают сокамерники, то есть будут часто проводить обыски и ограничат в других вещах, например на период лета не будут открывать кормушку [окно в двери, которая служит для передачи еды, а также является единственным источником сквозняка в камере в жаркое время — „Ґрати“], а если его не открывать, то в камере будет жара, то есть настраивали сокамерников против меня. После этого они ушли», — приводят «Ґрати» слова Шабана Умерова.
Адвокат Умерова Назим Шейхмамбетов уточнил, что обыски действительно провели не менее двух раз, а «кормушку» закрыли. В результате у заключенных в жару без свежего воздуха ухудшилось состояние здоровья.
Об аналогичном давлении рассказал другой фигурант симферопольского дела Тофик Абдулгазиев.
«Пришли и позвали на голосование, — я отказался. Через некоторое время опять пришли уже больше сотрудников СИЗО и начали меня спрашивать, почему не пойду, с чем это связано? Я отвечал что связано с религией и взглядами. Разговор в такой, не грубой, форме продолжался примерно 30 минут. К концу разговора мне предложили хорошую камеру взамен за голосование, — я конечно же отказался. Опер сказал: „Ну, красава!“, и больше меня не трогали», — приводят «Ґрати» слова Абдулгазиева.
Осман и Сейтумер Сейтумеровы в период голосования находились на психиатрической экспертизе, им тоже настоятельно просили проголосовать. Отказы с указанием, что Сейтумеровы — политзаключенные крымские татары, врачи не приняли.
«Персонал провел с ним беседу, чтобы он проголосовал. Осман сказал, что голосовать не будет, поскольку он никогда не принимал участие в выборах, при этом выясняли, какое у него гражданство. Он определился — гражданин Украины. На что ему ответили: „У тебя же есть паспорт гражданина РФ“. Да есть, но этот паспорт он получил принудительно, поскольку ему необходимо было реализовать свои социальные нужды. Подписал заявление об исключении из списка голосующих: политзаключенный Сейтумеров Осман Шукриевич, на что ему опять медперсонал указал, что такая подпись не допустима. По-другому переписывать заявление Осман отказался», — объяснила корреспонденту «Ґрати» адвокат Османа Сейтумерова Эмине Авамилева.
- По второму симферопольскому делу «Хизб ут-Тахрир» проходят еще 25 крымских татар: Шабан Умеров, Рустем Сейтхалилов, Риза Изетов, Фарход Базаров, Джемиль Гафаров, Сейран Муртаза, Алим Каримов, Тофик Абдулгазиев, Билял Адилов, Меджит Абдурахманов, Рустем Шейхалиев, Сейтвели Сейтабдиев, Яшар Муединов, Изет Абдулаев, Асан Яников, Энвер Аметов, Руслан Сулейманов, Аким Бекиров, Эрфан Османов, Сервет Газиев, Ремзи Бекиров, Владлен Абдулкадыров, Осман Арифмеметов и Раим Айвазов. Их обвиняют в причастности к террористической организации (ст. 205.5 УК) и приготовлению к насильственному захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК).
- Государственная дума 11 марта одобрила инициированный Владимиром Путиным законопроект о поправках в Конституцию. Перед этим президент поддержал поправку депутата Валентины Терешковой, предложившей дать президенту возможность пойти на два новых срока после принятия поправок в Конституцию. Собянин назвал запрет Путину избираться «дестабилизирующим фактором». Поправки планируют утвердить на общероссийском голосовании, основной этап которого пройдет 1 июля 2020 года.
- «Хизб ут-Тахрир» признана на территории России террористической организацией. В связи с этим в разных регионах страны возбуждают уголовные дела, при этом подсудимых приговаривают к различным срокам в колонии строгого режима лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и распространяли свои идеи. По мнению ряда экспертов, «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией неправомерно, так как ее участники в России не подготавливали и не осуществляли террористических актов.