Следственный комитет не стал возбуждать уголовное дело на сотрудников ФСБ по жалобе фигуранта дела о террористическом сообществе «Сеть» антифашиста Виктора Филинкова, который заявил о пытках. Об этом сообщают «Медиазона» и Русская служба Би-би-си со ссылкой на адвоката Филинкова Виталий Черкасов.
Антифашиста задержали 23 января в аэропорту Пулково. Тогда сотрудники ФСБ отвезли его на медосвидетельствование, а затем несколько часов возили по лесополосе в машине и под пытками заставляли учить наизусть формулировки признательных показаний, рассказал Филинков. Спустя три дня Членам Общественной наблюдательной комиссии Петербурга удалось зафиксировать многочисленные следы ожогов от электрошокера на его теле.
По версии сотрудников ФСБ, из аэропорта они повезли Филинковым в отдел полиции, затем в больницу, где пробыли до 3:30 утра. После этого они снова поехали в отдел и по дороге Филинков попытался сбежать. Старший оперуполномоченный УФСБ по Санкт-Петербургу Кирилл Бондарев, на которого указал Филинков, и замначальника отдела Котин заявили следователю, что, когда они везли антифашиста, он оттолкнул Бондарева и попытался выскочить из машины. Тогда один из силовиков, по указанию Бондарева, «в условиях скоротечности происходящего» дважды ударил задержанного электрошоком. Об этом говорится в уведомлении об отказе возбуждения дела, которое следователь по особо важным делам Сергей Валентов прислал адвокату Черкасову.
Кроме того, в постанослении утверждается, что в аэропорту оперативники «предложили тому (Филинкову — прим.) отложить вылет и принять участие в оперативно-розыскных мероприятиях», и антифашист добровольно согласился. Сам Филинков говорит, что в Пулково «вокруг мест для ожидания в течение получаса ходили люди в гражданской одежде, по которым было видно, что лететь они никуда не собираются». Затем его окружили несколько человек и мужчина, представившийся майором ФСБ Карповым, сказал пройти с ними. На вопросы о том, что происходит, Филинкову не ответили. Карпов велел ему отдать телефон. Кто-то из сотрудников крикнул, чтобы он отдал все телефоны. «Я подчинился, отсоединил наушники и протянул ему смартфон», — рассказывает молодой человек.
Правозащитницы из ОНК кроме ожогов заметили гематому на правой щиколотке, следы от наручников на обеих руках. В медицинской книге СИЗО помимо прочего зафиксировали царапину на подбородке примерно 5 см. Эту ссадину и другие «незначительные повреждения» сотрудники ФСБ объяснили следователю тем, что Филинков упал, когда машина резко затормозила.
В постановлении об отказе возбуждения дела следователь пересказывает слова сотрудников ФСБ Бондарева и Котина:
В лес Филинкова В.С. никто не вывозил, пытки электрошокером к нему не применялись
Они утверждают, что электрошокер и физическая сила применялись только с целью пресечь попытку задержанного скрыться. Следователь делает такой вывод: Бондарев К.А. принял обоснованное решение на применение спецсредства и пределов своих полномочий не превышал.
«Медиазона» приводит цитаты из постановления. В заключении специалиста (какого именно, не уточняется) сказано, что «исключается возможность образования телесных повреждений у Филинкова В.С. при „нанесении в течение 4 часов не менее 10 ударов ладонью по затылку, не менее 50 ударов электрошокером в область правого бедра, паховой области, груди, запястий и в шею, а также не менее 20 ударов кулаками в область груди и спины, затылка, левой части лица“». Исключается, так как, по мнению специалиста, «точки приложения силы и их количество не совпадают с анатомическим расположением телесных повреждений».
Кроме того, в СИЗО-3 не сохранились видеозапись осмотра Филинкова представительницами ОНК — якобы записи автоматически удаляются спустя три недели.
Адвокат Виталий Черкасов сказал Русской службе Би-би-си, что будет обжаловать отказ возбуждить дело о превышении должностных полномочий сотрудниками ФСБ в суде. Создается впечатление, считает он, что жалобой занимался либо самый неподготовленный сотрудник Следственного комитета, либо, наоборот, профессионал, который «создал все условия для сокрытия улик». Черкасов считает, что повреждения не были исследованы вовремя — ссадины и ожоги уменьшились или прошли. Вещи Филинкова, на которых была кровь от избиений, потеряли или выкинули. Кроме того, адвокат уточняет, что записи с камер наблюдения из отдела полиции, куда привезли антифашиста после пыток, не сохранились.
- Виктора Филинкова обвиняют в участии в террористической организации «Сеть» (ч. 2 ст. 205.4 УК). По версии ФСБ, ее участники готовились к началу волнений в стране.
- 25 января пропал петербуржец Игорь Шишкин — он ушел гулять с собакой. Домой собака вернулась не одна, а с силовиками, которые провели обыск. Дзержинский суд Петербурга арестовал Шишкина по тем же обвинениям, что и Филинкова.
- 21 января задержали Юлия Бояршинова, судя по всему, случайно. У него с собой нашли 400 грамм дымного пороха — сравнительно слабого взрывчатого вещества, используемого для изготовления фейерверков, а также охотниками и стрелками-любителями. Через два дня Бояршинова обвинили только в незаконном хранении взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 222.1 УК) и арестовали. В СИЗО к Бояршинову стали ходить сотрудники ФСБ. Они угрожали ухудшить ему условия содержания, если он не будет «говорить», называли имена фигурантов дела «Сети» из Пензы. Юлий Бояршинов от общения отказывался. В результате его перевели из СИЗО «Кресты-2» в СИЗО «Горелово» в камеру на 115 спальных мест, где содержится 150 человек — обвиняемых в убийствах, изнасилованиях и грабеже. 11 апреля 2018 ему предъявили обвинение в участии в террористическом сообществе «Сеть» (ч. 2 ст. 205.4 УК).
- Илья Капустин — промышленный альпинист из Петербурга — заявил о том, что в конце января на него напали сотрудники ФСБ, которые пытали его электрошоком. После этого он покинул Россию и попросил политического убежища в Финляндии. 19 марта в квартире, которую он снимал в Петербурге, прошел осмотр.
- В октябре 2017 года в Пензе арестовали пятерых человек. Из Петербурга в Пензу доставили еще одного человека и также поместили в изолятор. Всех обвинили в участии в террористическом сообществе. По версии ФСБ, молодые люди участвовали в организации под названием «Сеть», ячейки которой якобы есть в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии. Фигуранты дела о терроризме в Пензе рассказывали о психологическом давлении, пытках током, «подвешивании вниз головой» и оружии, которое сотрудники ФСБ им подбросили.