Активист экологического движения «Стоп ГОК» в Челябинской области Гамиль Асатуллин, подозреваемый в попытке поджога, 14 сентября сообщил своему адвокату Андрею Лепехину, что ему угрожали сотрудники Центра по противодействию экстремизму. По информации, полученной от Международной правозащитной группы «Агора», Асатуллин передал адвокату заявление на имя прокурора Челябинской области.
В заявлении говорится, что сотрудники Центра «Э» требовали дать показания на одного из лидеров движения Василия Московца, а также отказаться от услуг адвоката Лепехина. Под давлением сотрудников Асатуллин был вынужден написать бумагу об отказе от услуг адвоката, а также объяснение о том, что Московец якобы «одобрил поджог и более того был его инициатором», хотя, по словам активиста, «ничего подобного на самом деле не было». На допросе у следователя уже присутствовал адвокат по назначению, но Асатуллин сообщил ему, что написал отказ от услуг адвоката Лепехина под давлением.
Сотрудники угрожали мне, что если я этого не сделаю, то против меня будет возбуждено дело за сопротивление сотрудникам полиции, что завтра меня отправят в СИЗО в любом случае, что у них хватит для этого влияния на суд. А в СИЗО обещают посадить в камеру к туберкулезникам
, — пишет Асатуллин в заявлении прокурору. Он просит привлечь одного из сотрудников Центра «Э», чьи данные ему известны, и следователя к уголовной ответственности.
Других активистов «Стоп ГОК» — движения, выступающего против строительства Томинского горно-обогатительного комбината, — а также местных сторонников Алексея Навального 14 сентября вызвали на допрос по делу Асатуллина. Следствие считает, что Асатуллин пытался бросить в здание ГОК «коктейль Молотова». Ему предъявили обвинение в хулиганстве, совершенном «по мотивам политической и идеологической ненависти». Сейчас он находится в изоляторе временного содержания.
Товарищи Асатуллина считают дело, заведенное на него, результатом провокации. По их словам, незадолго до того, как Асатуллина обвинили в попытке поджога, некие «сочувствующие в силовых структурах» предупреждали их, что есть план «сделать экстремистами» наиболее активных участников движения.