С 17 по 19 сентября в России прошли выборы в Госдуму и региональные парламенты. Независимое движение общественных наблюдателей «Голос» зафиксировало больше пяти тысяч нарушений, отметив в своем отчете, что прошедшие выборы не соответствуют ни международным, ни российским стандартам. На избирательных участках задержали как минимум 67 наблюдателей, членов комиссий и кандидатов. Подводим итоги трехдневного голосования.
Нарушения прав избирателей, судя по данным «Голоса», происходили с 17 по 19 сентября по всей России. Больше всего нарушений было зафиксировано в Москве (957), на втором месте оказалась Московская область с 720 нарушениями. Третье место занял Санкт-Петербург (634). В пятерку также вошли Краснодарский край (401) и Самарская область (239).
Среди наиболее частого типа нарушений, которые встречались в дни выборов, «Голос» называет давление на избирателей и нарушение прав наблюдателей на участках. «По моим оценкам, прямых задержаний стало гораздо больше», — говорит член совета движения независимых наблюдателей «Голос» и председатель отделения организации в Краснодарском крае Давид Канкия.
Самым распространенным видом нарушений, по его словам, стало незаконное удаление наблюдателей с участков. Это могло происходить как с участием полицейских, так и при их полном игнорировании ситуации, когда от независимого наблюдателя пытаются избавиться другие члены избирательной комиссии, выгоняя его с участка. Полицейские при этом могут стоять рядом и не предпринимать никаких действий.
«Самым возмутительным, по моему мнению, стал случай в Краснодаре, где с избирательного участка полицейский выволок члена комиссии края с правом совещательного голоса от партии „Яблоко“ Дениса Ночевку. Он не сопротивлялся, но его просто полицейский взял и по полу вытащил с участка. А в отделе полиции на него составили протокол о неповиновении требованию сотрудника полиции», — рассказывает Давид Канкия. 20 сентября должен был состояться суд, но материалы дела были направлены на доработку, так как полицейские допустили ошибку при составлении протокола.
По словам представителя движения «Голос», формальной причины для задержания Ночевки у полиции не было. Это произошло, потому что на участке, где он дежурил, был зафиксирован вброс, и он не давал членам избирательной комиссии исправлять документы.
Причины для того, чтобы убрать независимых наблюдателей с участка, могли быть самыми разнообразными. Из 67 человек как минимум троих задержали якобы за нецензурную брань, еще не менее трех человек полицейские увели, когда те заметили нарушения — вброс или поддельную подпись. Четырех наблюдателей задержали из-за того, что они написали жалобу на работу избирательной комиссии. Как минимум одному вменили статью о демонстрации экстремистской символики (ст. 20.3 КоАП) из-за браслета с рунами. Еще одного отстранили от работы за распитие энергетика.
В некоторых регионах наблюдателей вообще не пускали на участки. Например, в подмосковном Долгопрудном председатель комиссии отказывался пускать наблюдателя, заявляя, что его полномочия не подтверждены. Такая же ситуация была замечена в Петербурге и Башкортостане.
Не менее трех наблюдателей из разных регионов заявили об отравлении после выборов. 18 сентября в Ростове-на-Дону стало плохо члену избирательной комиссии от партии КПРФ Евгению Крашенникову. После выпитого на избирательном участке кофе у него началась рвота — его отвезли в больницу.
19 сентября об отравлении сообщила кандидат в депутаты Госдумы от Бабушкинского района Эльвира Вихарева. По ее словам, на участке в Марфино, где она была наблюдателем, отравились практически все члены комиссии. Причиной она назвала несвежие обеды.
Утром 20 сентября о плохом самочувствии рассказал член избирательной комиссии с правом решающего голоса в Лобне Анатолий Рощин. «Меня, похоже, траванули за мою активность в избирательном процессе. Дали попить „водички“ в УИК 1340. Теперь истекаю кровавой слизью. Оклемаюсь, напишу подробнее. А сейчас вызвал скорую», — написал Рощин в фейсбуке.
Под давлением во время голосования оказались не только наблюдатели, но и журналисты. В подмосковных Химках на корреспондентку «Дождя» Алину Дидковскую составили акт о нарушении на выборах из-за того, что она сняла на видео человека, который обнаружил в списках избирателей своего отца, умершего в 2020 году от коронавируса. Репортера телеграм-канала Readovka Василия Крестьянинова на московский избирательный участок и вовсе не пустили. Глава комиссии заявила, что журналиста нет в ее личном списке тех, кто допущен на участок.
Кандидатам тоже досталось в дни голосования. В Петербурге полицейские применили удушающий прием к кандидату от партии «Яблоко» Никите Сорокину после того, как тот зафиксировал пропажу 300 бюллетеней. А в Хабаровске кандидата в депутаты местной думы от КПРФ Светлану Изотову удалили с участка после просьбы пересадить наблюдателей так, чтобы они могли видеть, что происходит с урнами.
«Прошедшие выборы по степени давления на наблюдателей и борьбы с ними — худшие за последние десять лет. Столько насилия, угроз в адрес наблюдателей… Столько титушек, которые сидят под видом наблюдателей от Общественной палаты, „Единой России“ или одной из „спойлеровских партий“ с 2011 года не было», — подытоживает член совета движения «Голос» Давид Канкия.