В Хабаровске с июля прошло более 120 акций в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала. Протесты не утихают, и власти усиливают преследования: задерживают блогеров и журналистов, освещающих протесты, активистам назначают повторные аресты и штрафы. Последнее, в свою очередь, грозит уголовными делами по статье о неоднократном нарушении правил участия в акции. ОВД-Инфо рассказывает, как развивается ситуация в Хабаровске.
Круглосуточная охрана
«Протестные настроения никуда не делись. Даже если [властям удастся добиться того, что] люди перестанут выходить на улицу, они радикализируются. Люди уже намного более злые, чем были четыре месяца назад, когда скандировали „спасибо полиции“. Четыре месяца точечного террора, ОМОНа — и настроения совершенно изменились», — рассказывает ОВД-Инфо Алексей Ворсин, координатор хабаровского штаба Алексея Навального.
С июля 2020 года по 16 ноября на сайтах судов Хабаровского края была опубликована информация о поступлении 413 административных дел по статье 20.2 КоАП (о нарушении порядка проведения публичного мероприятия) в первой инстанции. С каждым месяцем число таких дел растет. С августа начали появляться дела о «повторных нарушениях» (часть 8 статьи 20.2 КоАП), за которые предусмотрены штрафы до 300 тысяч рублей или до 30 суток ареста.
Только по статье 20.2 КоАП с начала июля суды Хабаровского края выписали штрафы более чем на 1,3 млн рублей. Не менее 40 человек получили административные аресты (в том числе до 25 суток) в общей сложности на 272 суток, не менее 15 — обязательные работы общей продолжительностью 445 часов. Данная статистика не учитывает наказания по другим административным статьям, протоколы о которых нередко оформлялись на протестующих в Хабаровске. Например, о неповиновении требованию сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).
На протестующих в Хабаровске завели как минимум четыре уголовные дела: три — по статье о применении насилия в отношении полицейских (статья 318 УК), одно — по статье о неоднократных нарушениях на уличных акциях (статья 212.1 УК). Более десятка хабаровчан уже имеют три или более административки за уличные акции — соответственно, они также находятся под угрозой возбуждения дела по статье 212.1 УК.
«Они думали, что люди сами рассосутся ввиду холодов, еще каких-то факторов, что точечные репрессии будут иметь эффект. Но они разочаровались. Теперь цель — подавить протест, наверное, до Нового года», — считает хабаровский журналист Дмитрий Тимошенко, освещающий протесты в поддержку арестованного губернатора Фургала.
В начале ноября в соцсетях Хабаровска оказался протокол межведомственного совещания за подписями руководителей МВД, СК, службы судебных приставов, ФСБ и прокуратуры края по ситуации с митингами. Подлинность документа не была опровергнута силовиками.
Из документа следует, что на совещании договорились усилить контроль за высказываниями в интернете на политические темы и привлечением к административной ответственности за участие в протестных акциях. Активизировать работу судебных приставов по взысканию штрафов с участником митингов. Установить, кто из задержанных на протестах является государственным или муниципальным служащим «для дальнейшего решения вопроса о вынесении мер реагирования».
Отдельно делается акцент на необходимости привлечения к уголовной ответственности людей, у которых три или более административных дел по статье 20.2 КоАП, закончившихся обвинительными постановлениями. Речь идет о митинговой уголовной статье 212.1 — неоднократное нарушение порядка проведения уличных в акций. Максимальное наказание по ней — пять лет лишения свободы.
Статья 212.1 УК появилась в 2014 году, она предусматривает лишение свободы за три и более нарушения на митингах: зачастую, фальсифицируемых полицией. Пока есть только единичные примеры применения этой статьи, но уже случалось, что за решетку отправляли мирных участников протестов, не совершивших ничего действительно противоправного.
Ильдар Дадин, первый активист, получивший срок по этой статье, подвергся пыткам в колонии: история получила широкий резонанс, его освободили раньше срока. После дела Дадина Конституционный суд выступил с пояснением, что статью 212.1 УК можно применять только в случаях, если нарушения на уличных протестах представляют опасность для общества. Это не помешало отправить за решетку москвича Константина Котова, также абсолютно мирного участника оппозиционных акций.
В настоящее время, помимо дела в Хабаровске, по статье 212.1 УК преследуют московского муниципального депутата Юлию Галямину и гражданского активиста из подмосковной Коломны Вячеслава Егорова.
На фоне протестов исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев существенно усилил охрану: если в октябре он пользовался услугами двух охранников со служебным оружием и электрошокерами, то теперь администрация Дегтярева разместила на сайте госзакупок заказ на круглосуточные услуги семи охранников для врио губернатора на весь 2021 год. Это обойдется краевому бюджету в 33 миллиона рублей.
В конце октября Дегтярев заявил в интервью Znak.com, что если прослывет в крае тираном, «это будет лучшая оценка его деятельности». В начале ноября врио губернатора высказывался за запрет любых массовых акций в Хабаровске из-за пандемии.
Придут еще
10 октября ОМОН впервые силой разогнал протестующих в центре Хабаровска. Порядка 25 человек было задержано, одна женщина госпитализирована. После разгона на несколько человек завели уголовные дела. На активиста Александра Приходько в октябре завели дело по статье 212.1 УК и назначили ему обязательство о явке в качестве меры принуждения.
Первое дело за неопасное для жизни насилие в отношении полицейских (часть 1 статьи 318 УК) появилось в Хабаровске в конце сентября. Его возбудили против водителя «фургаломобиля» Дениса Посметюхина: за распыление газового баллончика в сторону полицейских, которые применили силу к активистам и повредили автомобиль. Посметюхина отправили под домашний арест.
На нескольких человек завели дела по аналогичной статье (часть 1 статьи 318 УК) после разгона акции 10 октября. Их фигурантками стали Надежда Кочеткова и Анастасия Субботникова. Появлялась информация о том, что существуют и другие дела по статье 318 УК.
В то же время издание dvhab.ru писало, что уголовные дела открыты и на полицейских, которые в конце сентября пытались задержать «фургаломобиль». Информации о ходе этого дела найти не удалось.
«Мы, журналисты, никогда не знали точно, придут люди или нет. В обычное время таких акций мы приходили на площадь и наблюдали, собирается ли народ — это все происходит хаотично, нет лидера, который решает и организует», — рассказывает Тимошенко.
2 ноября полицейские и сотрудники ДПС вновь разогнали собравшихся протестовать горожан. Силовики практикуют многократные аресты активистов, что может стать почвой для возбуждения уголовных дел по статье 212.1 против этих людей. 11 ноября отбывшего пять суток хабаровчанина Александра Муратова задержали на выходе из спецприемника, доставили в отдел полиции и составили протокол по статье об участии в акции, которая создала помехи движению транспорта и пешеходов (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП).
Дважды задерживали участника акции Алексея Прасолова ради составления протоколов об участии в несогласованной акции и участии в акции, создавшей проблемы для пешеходов. Таким же образом, на выходе из спецприемника, задерживали хабаровчанина Илью Меркулова, а после суда — Елену Донду. Активиста Владимира Гретченко сначала задерживали, но отпустили без протокола, а потом задержали, и протокол все же составили. Николаю Зодчему за одни и те же действия дважды присудили штрафы в 10 тысяч рублей по двум разным статьям КоАП.
Водитель «фургаломобиля» Ростислав Смоленский, отправившийся в Приморский край собирать подписи в поддержку Фургала, получил десять суток ареста за наличие в салоне машины ароматизатора, который силовики посчитали похожим на запрещенный как экстремистский символ «квадрат Сварога». В знак протеста против действий силовиков и решения суда Смоленский держит голодовку в спецприемнике.
С октября в Хабаровске начали задерживать и штрафовать журналистов и блогеров, освещающих протесты. Им вменяют участие в акциях: на 10 тысяч оштрафован журналист Newsader Алексей Филимонов, журналиста RusNews Сергея Плотникова вывозили в лес, склоняли к сотрудничеству, били и стреляли под ноги. Андрея Соломахина, ведущего канала Angel ID, на выходе из суда, где он получил штраф в 10 тысяч рублей, избили и ударили электрошокером, а затем арестовали на 7 суток.
Журналистов Дмитрия Хетагурова и Дмитрия Тимошенко задерживали во время съемок акции протеста — несмотря на то, что у них были редакционные задания. Корреспондента Activatica Екатерину Бияк, корреспондентов «Арсеньевских вестей» Бориса Жирнова и Антона Курдюмова также задерживали за участие в протестах — несмотря на то, что они их только освещали. Антона Курдюмова, который также ведет ведет YouTube-канал «Нетипичный Хабаровчанин», арестовали на семь суток.
«Чтобы прекратить выход людей на улицу, решили ужесточить прессинг журналистов и тех, кто ведет стримы. Если на площади находится пять тысяч человек, об этом знают эти пять тысяч и их родственники. Если оттуда идут стримы, об этом знают миллионы. Журналистов стали признавать участниками акций протеста. На судах доходит до маразма: сотрудники полиции дают абсолютно ложные показания, говорят, что журналисты участвуют в митингах, выкрикивают лозунги», — рассказывает координатор штаба Навального Алексей Ворсин.
«Людей только больше раззадоривает, что стали преследовать журналистов. Мои прогнозы — в следующую субботу акция однозначно будет, и еще мощнее», — предполагает хабаровский журналист Дмитрий Тимошенко.
Текст подготовлен при участии дата-отдела ОВД-Инфо