Вечером 22 мая суд изберет меру пресечения Роману Удоту, члену совета движения «Голос». Ему вменяют угрозу убийством в адрес сотрудницы НТВ. Преследования, угрозы и вмешательство в личную жизнь Удота правоохранители расследовать не стали.
— Когда в глазах доллары и евро, о каких морально-этических ценностях идет речь? Он движется к своей заветной цели: домику в деревне, но не в российской деревне, а в деревне где-то в Амстердаме, — так в сюжете НТВ говорится о Романе Удоте, члене совета движения «Голос», занимающегося наблюдением на выборах.
НТВ, регулярно снимающее «разоблачительные» сюжеты о правозащитниках, интересовалось Удотом около трех лет.
— Вы пришли на пресс-конференцию — с вами поговорили. Сейчас вы меня достаете. Когда-нибудь я вас убью, вы поймите меня! — запись с такими словами Романа Удота НТВ опубликовал 20 марта 2018 года.
Съемка происходила в магазине в аэропорту «Шереметьево». К Удоту в очередной раз неожиданно подошли люди с камерами. Разговаривала с ним на повышенных тонах сотрудница НТВ Александра Мирошниченко.
В тот день в полиции Удот написал на сотрудников НТВ заявление о незаконном вмешательстве в частную жизнь, а Мирошниченко — о краже у нее телефона. Удот вернул Мирошниченко телефон, который вырвал у нее из рук в ходе конфликта. Проводилось ли расследование по заявлению Удота, на момент публикации текста неизвестно.
Активисты «Голоса» утверждают, что Удота «доставали» с 2015 года. За ним следили, периодически появлялись люди с видеокамерами, которые называли себя журналистами. Они агрессивно расспрашивали о «западном финансировании» «Голоса».
Кроме того, в ночное время звонили пожилым родителям Удота. Однажды люди с камерами подкараулили бывшую супругу активиста с их девятилетним сыном. На НТВ регулярно выходили сюжеты о «Голосе», в которых, по словам активистов движения, сообщались ложные сведения об Удоте и его родственниках.
Находясь в Европе, в апреле 2018 года Удот узнал, что на него завели уголовное дело за угрозу убийством в связи с инцидентом в аэропорту. Он больше года не возвращался в Россию, надеясь, что дело закроют. Но этого не произошло: дело приостановили, а Удота объявили в федеральный розыск.
В мае 2019 года член совета «Голоса» решил вернуться в Россию, чтобы разобраться с уголовным делом. 15 мая Удот сам пришел в полицию в «Шереметьево» с просьбой возобновить дело и допросить его. 20 мая Удота допросили и отправили в ИВС. 22 мая в Химкинском городском суде следствие изберет ему меру пресечения.
Как рассказал ОВД-Инфо адвокат Удота Максим Пашков, следствие будет ходатайствовать о домашнем аресте, хотя еще вчера намеревалось отправить его в СИЗО. Пашков предполагает, что заключение под стражу не устроило прокуратуру.
Первая часть 119-й статьи УК (угроза убийством), по которой обвиняют Удота, предусматривает до двух лет лишения свободы.
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц подтвердил ОВД-Инфо, что Роман Удот ранее не привлекался к уголовной ответственности. Каким образом Удота можно лишить свободы за преступление небольшой тяжести, Мельконьянцу непонятно. По его словам, «Голос» регулярно сталкивается с различными формами давления. Обычно они усиливаются к лету, так как единый день голосования сейчас — в начале сентября.
По похожему сценарию съемочная группа во главе с Александрой Мирошниченко действовала в отношении члена Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга Яны Теплицкой. Она занималась заявлениями фигурантов дела «Сети» о пытках. Мирошниченко дважды — на пресс-конференции в Сахаровском центре и в Санкт-Петербурге у дома, где Теплицкая прописана, — агрессивно требовала, чтобы Теплицкая объяснила ей на камеру, «зачем она помогает террористам».
Откуда съемочная группа НТВ знала, где член ОНК прописана и что она будет там именно в это время — неизвестно. Теплицкая рассказала ОВД-Инфо, что ей поступали угрозы.
— Я их (записи угроз — ОВД-Инфо) сохранила, но не обращалась никуда с заявлениями, — говорит она.
Теплицкая говорит, что готова поднять эти материалы, если защита Удота посчитает необходимым.
Руководитель пресс-службы НТВ Мария Безбородова отказалась комментировать для ОВД-Инфо дело против Романа Удота.