Пока следствие только устанавливает, предполагает, приходит к выводам, федеральные СМИ и анонимные телеграм-каналы продвинулись значительно дальше: они знают наверняка. ОВД-Инфо на примерах рассказывает, как, взаимодействуя с силовыми структурами, провластные медиа признают активистов виновными до решения суда или хотя бы предъявления обвинений.
Один фильм, три осужденных и медали НТВ
5 октября 2012 года телеканал НТВ показал документальный фильм «Анатомия протеста — 2». В фильме утверждалось, что лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов получал зарубежное финансирование для организации беспорядков в России. Главное доказательство — запись встречи Удальцова с грузинским политиком Гиви Таргамадзе, на которой они якобы обсуждают подготовку к массовым беспорядкам.
Следователи провели экспертизу съемки, пришли к выводу, что она настоящая, не имеет признаков монтажа, и возбудили уголовное дело против Удальцова и его помощников Константина Лебедева и Леонида Развозжаева.
Откуда у редакции канала оказались подобные кадры, доподлинно неизвестно. Один из авторов ленты, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Алексей Малков, на суде утверждал, что запись встречи Удальцова и Таргамадзе он получил на улице от «неизвестного лица грузинской национальности».
Лебедев заключил сделку со следствием и признал вину — суд приговорил его к двум с половиной годам колонии. Удальцову и Развозжаеву дали четыре с половиной года колонии. Суд признал их виновными в покушении на организацию массовых беспорядков 6 мая на Болотной площади.
Созданием «Анатомии протеста», как и всех остальных программ в рамках «ЧП. Расследование», занималась дирекция общественно-правового вещания. На тот момент ее уже восемь лет — с развала НТВ в 2004 году — возглавлял Юрий Шалимов. Через пять дней после фильма Шалимову вручат орден МВД «За честь и мужество». Среди других его наград: медали за содействие МВД, ФСКН, ФССП, а также «многочисленные дипломы и благодарности практически от всех правоохранительных органов Российской Федерации».
За время руководства Шалимова дирекция успела выпустить фильмы про Михаила Ходорковского и дело ЮКОСа, про марш несогласных и движение «Голос», а также две ленты про Юрия Лужкова. Вскоре после выхода первого фильма Лужков покинул пост мэра столицы, вскоре после второго — был вызван в Следственный комитет в статусе свидетеля по делу о хищении средств из Банка Москвы.
Как «варяги с опытом майдана» беспорядки устраивали
«Этот парень в белой рубашке весь день шел во главе колонны, раздавал команды, и очень похоже, что сам их получал, постоянно сверяясь с телефоном, — зачитывает диктор РЕН ТВ в фильме про акцию 27 июля 2019 года. — А вот еще один координатор — в клетчатой рубашке. Как полицейский регулировщик, уверенно направляет толпу. Вот они работают вместе с первым, сменяют друг друга и заводят кричалками участников акции. Даже сорвали голос. Но это — якобы “спонтанные действия”».
Парнем в клетчатой рубашке окажется Даниил Конон. Парнем в белой — Дэнни Кулинич. Конона арестуют по делу о массовых беспорядках одним из первых, продержат в СИЗО месяц, после чего прекратят его дело. Кулинича обыщут, увезут на допрос и оставят в качестве свидетеля.
«Единственная правда в фильме РЕН ТВ — это то, что 27 июля в Москве прошел митинг. Все остальное — наглая ложь, — рассказывает ОВД-Инфо Кулинич. — Я был рядовым участником акции так же, как и другие фигуранты дела. За Даниила [Конона] я говорить не могу, но я пострадал от рук силовиков благодаря этому репортажу. В отличие от Дани, меня, на мой взгляд, от СИЗО спасла огласка. Я пошел на [телеканал] “Дождь” и дал разоблачительной комментарий касательно всего этого беспредела. [К моменту задержания 14 октября] я думал, меня это [уголовное дело] больше не коснется, обойдет стороной, однако я ошибался. Силовики провели обыск и отпустили меня в статусе свидетеля».
Помимо указаний на конкретных координаторов протеста, РЕН ТВ доказывало само существование и спланированность массовых беспорядков. Канал, например, утверждал: акции «были хорошо организованы и скоординированы» через мессенджеры, а «муниципальной повесткой занимались варяги, в том числе и с опытом майдана». Зазывали людей на митинг по-разному — пиаром в соцсетях, собачьим кормом, бутылкой портвейна, говорилось в репортаже.
По просьбе ОВД-Инфо режиссер монтажа Лилиан Рубцова посмотрела расследование РЕН ТВ и оценила его с точки зрения режиссуры:
«Подобные фильмы интересно смотреть с выключенным звуком — так лучше видно работу именно над визуальной составляющей. Например, здесь часто используется строящий монтаж: последовательность кадров создает ощущение причинно-следственной связи, даже если ее не было. В эпизоде с [Дэнни] Кулиничем, например, есть склейка: он активно размахивает руками в колонне протестующих, в следующем кадре — стычка митингующих с полицией. Так возникает ощущение, что Дэнни действительно руководит толпой, заводит ее, и, главное, что именно это — причина последующих “беспорядков”. Подобные монтажные фразы убеждают зрителя в агрессивности происходящего куда больше, чем закадровый текст. И, в отличие от текста, создается ощущение, что зритель понял это сам, а не ему это сказали».
Заветы Джина Шарпа и методички Алексея Миняйло
В расследовании RT о прошлогодних летних митингах также утверждается, что акции планировались и координировались в закрытых чатах. В качестве доказательств приводятся скриншоты переписок. Авторы сообщений и названия чатов замазаны, источник информации об этих чатах, как и сам автор расследования, не указан.
По имени издание назвало только одного «координатора» — на тот момент арестованного по подозрению в участии в массовых беспорядках Алексея Миняйло. По версии издания, волонтер команды Любови Соболь создал «Команду А», в закрытых чатах которой распространял методичку по привлечению на акцию нейтрально настроенных граждан. RT процитировало отрывки этой методички, а приглашенные эксперты предположили, что ее текст «возможно, разрабатывался специалистами» и напоминает «заветы американского политтехнолога Джина Шарпа».
Джина Шарпа, признается Миняйло в разговоре с ОВД-Инфо, он никогда не читал. Однако существование методички подтверждает. Ее текст соответствует отрывкам из материала RT.
«Если убрать все негативные эпитеты оттуда, то история получается такая: одни ребята научили других ребят приглашать людей на митинг, бесплатно обучили их методам коммуникации и сделали это технически грамотно. Это описали в таком стиле, что вот эти подлые либералы вводят в заблуждение. Какой-то подментованный психолог говорит: “Вот смотрите: он к людям не как к абстрактной массе обращается, а индивидуально”. Да, конечно, я индивидуально обращаюсь, потому что это живой человек. С фига ли я бы обращался к людям, как к абстрактной массе?»
На вопрос, как в редакции издания оказалась методичка, активист отвечает: «Это не секрет Полишинеля. Навальный написал пост и, конечно, всякие титушки и подментованные чуваки с Russia Today тоже по этим ссылкам проходили, регистрировались, и мы им тоже все отправляли. Мы заранее не знали, кто подментованный, кто не подментованный. Там приходило много людей участвовать в этом. Каждый раз, когда меня пытаются как-то дискредитировать всякие подментованные издания и телеграм-каналы и так далее — они просто себя выставляют полными д********и [глупцами]. Мое субъективное ощущение такое».
Вездесущие журналисты и анонимные источники
Тесное взаимодействие силовых ведомств и телеканалов полезно не только силовикам. Журналисты от такого сотрудничества имеют массу эксклюзивов. Например, в руках редакции НТВ оказались кадры из камеры, где содержался фигурант дела «Сети» Дмитрий Пчелинцев. Ими в фильме «Опасная сеть» телеканал попробует опровергнуть сообщения о пытках в деле «Сети»: на кадрах Пчелинцев разбивает крышку унитаза и наносит себе травмы. Такой случай действительно был, и о нем рассказывал сам герой расследования за пару месяцев до выхода фильма. По словам Пчелинцева, он порезал себе руки и шею осколками бачка туалета, чтобы остановить пытки.
Членов Общественной наблюдательной комиссии Екатерину Косаревскую и Яну Теплицкую, которые зафиксировали следы пыток у фигурантов петербургского дела «Сети», люди с микрофонами НТВ караулили на улице. Съемочная группа точно знала, где будут правозащитницы: Косаревскую ждали у тюремной больницы, о визите в которую она никому не сообщала, Теплицкую — у подъезда дома, где она прописана.
Не утихло внимание телевизионщиков и к Сергею Удальцову, когда он отбывал наказание. Ему предлагали условно-досрочное освобождение взамен на постановочное интервью НТВ или России-1. Люди, которые представились работниками центрального аппарата ФСИН (Удальцов предположил, что это были сотрудники ФСБ), предложили ему рассказать на камеру, что он раскаялся в содеянном и пересмотрел свою позицию. Политик отказался, после этого его несколько раз помещали в изолятор.
Кадры из мест лишения свободы оказывались и у РЕН ТВ. Канал выпустил серию репортажей про Ильдара Дадина. Впоследствии Общественная коллегия по жалобам на прессу признает сюжеты «Дадин подрался с сокамерником в карельской колонии требуя интима», «Пиарить “политзека” Ильдара Дадина помогал Уильям Браудер», «В деле Дадина появился политический след. Но не тот» пропагандистскими, нарушающими нормы этики и права. Как посчитала комиссия, используя ярлыки, оценочную лексику и видео низкого качества, телеканал показывает историю осужденного активиста, как путь «профессионального провокатора», которого используют «западные фонды».
Помимо доступа к подобным материалам, федеральные СМИ от «анонимных источников» нередко узнают об обысках и возбуждении дела раньше остальных, включая самих фигурантов дела. В ноябре 2017 года РЕН ТВ опубликовал новость об обысках в редакции «Новой газеты» в связи с делом Али Феруза. Так журналисты «Новой» узнали об обыске: полицейские пришли только спустя некоторое время.
В том же месяце силовики пришли с обыском к администратору паблика «Омбудсмен полиции» Владимиру Воронцову. По словам Воронцова, когда стали стучать в дверь, он уже знал, кто это и по какому делу — благодаря заметке РЕН ТВ, вышедшей за час до этого.
Спустя два года на сайте телеканала выйдет новость о возбуждении дела против либертарианца Михаила Светова. И только после этого в почтовом ящике Светова окажется повестка с вызовом на допрос.
Пытки ради бесполезных признаний
«Целью организации было восстановление порядка на территории Российской Федерации, организация трибунала над членами правящей верхушки, отмена репрессивных действующих законов, Конституции», — говорит на видео, опубликованном анонимным телеграм-каналом «Кремлевская прачка», мужчина в камуфляжной куртке и с потерянным взглядом.
На видео — Руслан Костыленков, по версии следствия, — лидер «Нового величия». Эти признания впервые были опубликованы 15 марта, в день обыска в квартире Костыленкова. Утром того дня «Прачка» первой сообщила об обыске у малоизвестной на тот момент «мутной организации с названием “Новое величие”». К постам приложены кадры с места событий. На них, среди прочего, фото «политической программы» организации. Речь Костыленкова слово в слово повторяет тезисы из нее. Саму программу, как выяснится позже, написал Руслан Д. — вероятно, внедренный провокатор спецслужб.
До записи ролика Костыленкова, как он расскажет позже, избивали и душили пакетом, после чего один из сотрудников изнасиловал его ручкой от кухонного молотка. Сам пятидесятисекундный ролик, по его словам, записывался около 15 минут. При этом слова активиста на видео не могут быть доказательством на суде и их нет в основании дела, поскольку допрос должен проходить в определенном процессуальном порядке.
Учитывая бесполезность подобных показаний на заседании, адвокат Светлана Сидоркина полагает, что у этого видео были совсем другие задачи:
«Во-первых, это попытка дискредитировать [активиста]. Во-вторых, создать общественное мнение, что правоохранительные органы борются с реальными преступниками, которые действительно совершают какие-то противоправные действия. Но при этом никто из оперативных сотрудников не говорил, что Руслан Костыленков был очень сильно избит во время обыска; что на него оказывалось физическое давление; что обстоятельства, которые связаны с его избиением, были предметом отдельного расследования. Сам факт, что у него были телесные повреждения, подтвержден медицинским заключением, который есть в Следственном комитете Сергиева Посада», — заключает Сидоркина.
«Суровый оперской юмор»
Похожие признания есть и с участием Азата Мифтахова. В отличии от признаний Костыленкова, их не раз использовали в сюжетах федеральных каналов. В десятисекундном — с одной склейкой — фрагменте Мифтахов, сидящий в окружении силовиков в общежитии МГУ, говорит, что «как-то испытал “кису” (взрывчатое вещество — прим. ОВД-Инфо)». Впервые этот фрагмент показали в эфире России-24 в феврале 2019 года. Ведущий программы пытался опровергнуть заявления о пытках Мифтахова, якобы аспирант и так уже признался в содеянном — соответственно, у полиции не было необходимости выбивать показания.
В день выхода сюжета суд не стал заключать Мифтахова в СИЗО из-за недоказанности обвинений по делу об изготовлении взрывчатых веществ. Через два дня Мифтахова отпустят из ИВС, а потом снова задержат — уже по делу о разбитом окне в офисе «Единой России». В самом деле появятся два секретных свидетеля: первый спустя год после акции у офиса узнает Мифтахова по «выразительным бровям», второй расскажет, что аспирант МГУ состоял в анархистском движении «Народная самооборона».
Связи Мифтахова с «Народной самообороной» силовики усмотрели давно. Анонимный телеграм-канал «Опер слил» дважды писал о нем, упоминая анархистское движение. Сам обвиняемый, по словам его адвоката Светланы Сидоркиной, не понимает причину такого внимания: «Он сам в недоумении: он не является никаким лидером, ничем не руководит, у него просто есть свои убеждения, и все. Азат предполагает, что его, как человека, имеющего убеждения анархиста, хотят дискредитировать в глазах общественного мнения».
В первый раз «Опер» упомянул Мифтахова за полгода до задержания, в июле 2018 года. Тогда в Москве задержали белорусских анархистов. В телеграм-канале появились фотографии задержанных из отдела с язвительной подписью и предупреждением Мифтахову: «А ещё одному мудню, который убегал дворами с пакетом, в котором лежал баннер для “социального активизма”, передаем отдельный привет! Азат Мифтахов, жди нас в гости».
За пару дней до первого обыска в январе 2019 года «Опер» повторит угрозу: «Ну, что, Азад, драть тебя в зад... мы же тебя предупреждали — прекращай заниматься ерундой) шлём очередной привет из Нижнего Новгорода онанистам из Народной самообороны и желаем вам светлого онанистического кАмунизму, ушлепки. Главное не взрывайся, а-та-та!» (орфография и пунктуация публикаций телеграм-каналов сохранена).
Пожелание «опера» — это перефразированное сообщение 17-летнего Михаила Жлобицкого, которое он оставил в анархистском чате «Речи бунтовщика» за несколько минут до того, как взорвать себя в здании архангельского УФСБ. Жлобицкий - под ником «Валерьян Панов» - написал о предстоящем нападении, заявив, что делает это в знак протеста против пыток и фабрикации дел, и пожелал: «Светлого вам будущего анархического коммунизма!».
Через неделю после взрыва в «Опер слил» появится фотография с изуродованным трупом Жлобицкого и подписью «Под пивко! #трофей...», а по всей России начнутся обыски у анархистов, которые, по мнению силовиков, имели отношение ко взрыву, Жлобицкому или «Народной самообороне».
В эфире России-24 показывали и другой фрагмент: предположительно, в балашихинском отделе полиции Мифтахов отвечает на вопрос, зачем он «наглотался таблеток».
— Чтобы избежать пыток.
— Каких пыток?
— Которые вы со мной совершите.
— Ну сейчас с тобой совершают какие-то пытки?
— Пока еще нет.
Когда ОНК зафиксирует на теле Мифтахова следы шуруповерта «Опер» напишет: «Азатика никто пальцем не трогал и не собирается. Он и так обоссался, аки пес. А суровый оперской юмор не каждому по душе». Еще спустя день в канале появятся кадры оперативной съемки, показанной в эфире России-24, но уже без характерных элементов оформления телеканала.