В Екатеринбурге проходят протесты против строительства храма на месте сквера. 13 мая активисты прорвали ограждения, заняли сквер у Театра драмы и потребовали встречи с мэром. Сторонники строительства и полицейские разгоняли протестующих, применяя к ним силу. За три дня противостояния полиция задержала больше 100 человек. ОВД-Инфо рассказывает, что об этом известно.
Протесты начались после того, как сторонники строительства оградили сквер забором. Вечером 13 мая активисты водили хоровод вокруг сквера, а затем повалили ограждения. Протестующие потребовали встречи с мэром Екатеринбурга Александром Высокинским. Затем в сквер приехали защитники храма — охранники и спортсмены из академии единоборств «Русской медной компании», спонсирующей строительство. Они силой вытолкнули часть активистов за пределы сквера и снова подняли ограждения — при этом полицейские им не препятствовали. В этот день полиция задержала четырех человек: защитника храма, распылявшего в активистов газовый баллончик, и трех протестующих.
На следующий день, по данным ОВД-Инфо, задержали 29 человек. Накануне защитники храма заново установили и укрепили забор. 14 мая, после безрезультатных переговоров с губернатором и сторонниками строительства, к скверу вышло еще больше жителей. Протестующие устроили хороводы, а затем повалили ограждения и скинули часть из них в реку. К скверу подтянулись сотрудники полиции и ОМОНа и начали задерживать активистов. Вытесненные из сквера протестующие перекрыли движение по улице Ельцина. Полицейские продолжили выхватывать и уводить участников. На протестующих составляли протоколы о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП), неповиновении полицейским (ст. 19.3 КоАП) и нарушении правил дорожного движения (ст. 12.29 КоАП).
Несколько задержанных серьезно пострадали от действий полицейских. Одного человека госпитализировали с переломом ребер. Кроме того, по информации телеграм-канала «Апология протеста», 17-летний Альберт К. обратился в больницу с переломом костей носа со смещением.
За 15 мая Верх-Исетский суд арестовал 21 человека на сроки от двух до 10 суток по протоколам о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП). Акции в защиту сквера не прекратились и в этот день. Полиция и ОМОН продолжили задерживать протестующих и оттеснять их от сквера: по словам очевидцев, они били людей дубинками до синяков, возили по земле и тащили в автозаки за горло. Корреспондент Znak.com сообщал о провокаторах, которые взрывали петарды в толпе. Всего в этот день сотрудники задержали 70 человек, трое из них — несовершеннолетние. По информации ОВД-Инфо, как минимум на 20 человек составили протоколы о нарушении правил участия в акции (ч. 5. ст. 20.2 КоАП) и на одного человека — о повторном нарушении (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).
Утром 16 мая стало известно о других пострадавших при задержании и в отделах полиции. Как сообщил «МБХ Медиа» член местной Общественной наблюдательной комиссии Сергей Зыков, люди жаловались правозащитникам «на побои, которые не фиксируются». Один из задержанных рассказал ОВД-Инфо об избиении сотрудниками ОМОНа: по его словам, два человека в форме три раза ударили его дубинками по голове, из-за чего она опухла. «Пока меня тащили, они говорили „Зачем ты пришел? Ничего не изменится. Таких, как ты, надо убивать“ и что мне надо дубинку в жопу засунуть», — вспоминал собеседник. Еще один активист сообщил, что полицейские пинали его ногами. «Когда из сквера меня вели до полицейского автобуса, тоже звучали угрозы. На мою просьбу хоть немного ослабить закручивание рук, ответили, что вообще мне их сейчас сломают. Заставляли согнуться как можно сильнее, так, что идти становилось совсем невозможно. В какой-то момент стал задыхаться и терять сознание», — рассказал другой человек.
Это первые длительные протесты против строительства храма. Ранее активисты устраивали «протестный забег» в защиту сквера, но стычек со сторонниками строительства и полицией не происходило. Кроме того, они несколько раз собирали подписи против строительства. После многочисленных акций-хороводов жителям удалось добиться переноса строительства храма с набережной реки Исеть, но власти выбрали другое место без учета их мнения.