Леворадикальное сообщество «Сеть» существовало. Однако готовились молодые анархисты отражать атаки ультраправых, когда в стране начнется госпереворот, как на Украине. Во всяком случае это следует из показаний подсудимого Юлия Бояршинова. Как прошел третий день процесса по делу «Сети», для ОВД-Инфо рассказал корреспондент «Эха Москвы в Петербурге» Сергей Кагермазов.
Школа «Партизана»
Не все помещаются в зал 224-го гарнизонного военного суда в Петербурге. Часть слушателей остаются за рамками металлодетектора. Приставы ссылаются на то, что мест нет, и не пускают даже в коридор суда. Позже выяснится, что среди слушателей затесалось несколько студентов, которые про дело слыхом не слыхивали. Кто-то попросил их прийти, и теперь под этим предлогом в суд не удается попасть даже корреспондентам «Новой газеты», ТАСС и «Росбалта». Позже в одном из студентов узнают местного МГЕРовца. (член Молодой гвардии Единой России — ОВД-Инфо) Издание «Фонтанка» напишет, что проход слушателей ограничили по инициативе ФСБ.
Этот день процесса интересен тем, что показания дает один из обвиняемых, Юлий Бояршинов. Он признал вину, просил рассмотреть свое дело в особом порядке, но суд отказал ему в этом.
По словам Бояршинова, примерно c 2009 года он понял, что является антифашистом. Через шесть лет он познакомился с другим фигурантом дела Игорем Шишкиным. Шишкин тоже признал вину, заключил сделку со следствием и уже получил три с половиной года колонии.
Примерно с 2015–2016 года у меня сформировалось мнение, что в России возможен насильственный переворот. Из интернета я узнал о праворадикальных группировках, которые планируют переворот по типу того, что случился на Украине в 2014 году, — говорит Бояршинов, словно читает материалы следствия: обычные люди так не разговаривают.
Мужчина настаивает на том, что его интересовала только самооборона: на случай активизации радикальных националистов. Учился он обращаться с оружием в петербургском клубе «Партизан» при ДОСААФ. Там же учились и другие фигуранты «Сети» под именами Егор и Полина. Их фамилий Бояршинов не помнит. Ребята купили макеты АК и тренировались с ними. Однако это была исключительно самооборона, никаких штурмов ребята не отрабатывали, подчеркивает Бояршинов.
Тогда же подозреваемый познакомился и с Александрой Аксёновой, которая представлялась как Оля. Аксёнова — жена другого фигуранта дела, Виктора Филинкова, который вместе с Бояршиновым предстал перед судом. Сейчас девушка в Финляндии, где рассматривается ее прошение о политическом убежище. Телеканал НТВ рассказывал, что Аксенова чуть ли не одна из главных в «Сети», да еще и якобы связана с украинскими националистами.
Что касается клуба «Партизан», то там обучались и будущие бойцы ДНР и ЛНР, а также шведы, устроившие взрывы в Гетеборге в 2016–2017 годах. Но никто из них внимание ФСБ пока не привлек. Вопрос Филинкова о том, знал ли Бояршинов, что в «Партизане» занимается много националистов, судья Роман Муранов снял как не имеющий отношение к делу.
«Иордан-1»
Бояршинов рассказывает также, что в начале лета 2016 года его позвали на встречу в Приозерском районе Ленобласти. Там присутствовали Егор, Полина, Шишкин, а также участники «Сети» из Пензы Антон, Паша — под этими псевдонимами скрывались другие фигуранты дела, Максим Иванкин и Дмитрий Пчелинцев, — и еще два человека. Поскольку петербуржцы не знали пензенских, то тоже выбрали себе псевдонимы: Бояршинов представлялся как Юра, Егор как Матвей, Шишкин — как Максим.
На той встрече ребята из Пензы показали документ, который они называли «Свод». Некий проект сообщества, которое называется «Сеть». Бояршинов говорит, что в документе страниц 15, но ему зачитали лишь парочку. В материалах дела есть документ, похожий на «Свод», но он именно что только похож. Целиком со «Сводом» Бояршинов ознакомился только на стадии предварительного следствия. Пензенские сказали, что хотели наладить взаимодействие различных групп, чтобы заниматься самообороной.
— Так, формально, я вступил в сообщество «Сеть», — признался Бояршинов.
Петербургскую группу решено было называть для конспирации «Иордан-1».
Позже участники «Сети» выбрали себе различные специальности. Бояршинов стал сапером, так как изучал минно-взрывное дело в «Партизане».
Еще одна встреча прошла примерно на западе или северо-западе Московской области в лесу. В той встрече участвовало шесть человек. На встрече присутствовали и участники из Москвы. Другая встреча прошла зимой 2016 года на даче матери Шишкина. Еще случилось несколько встреч осенью 2016 года. Там Бояршинов познакомился с Филинковым. Из материалов дела, которые будут оглашаться после рассказа Бояршинова, слушатели узнают, что ФСБ уже в то время установило наружное наблюдение за обоими подсудимыми.
В феврале 2017 года на арендованной квартире в Петербурге состоялась еще одна встреча. Шишкин на эту встречу не приехал, но присутствовали Филинков, москвичи и Пчелинцев с Иванкиным. От этой встречи осталось и попало в материалы дела то, что ФСБ называет протоколом.
— Утверждать, что то, что описано в протоколе съезда, правда, не могу, записей не вел, но описано похоже, — говорит Бояршинов.
Ознакомившись с протоколом съезда, он понял, что «Сеть» решила не просто учиться самообороне, а уничтожать власть.
— Я не разделяю идеологию насилия, насилия против органов госвласти. Сожалею, что попал в такое сообщество, — раскаивается Бояршинов.
Уже тогда у него дома лежал дымный порох. Именно с ним Бояршинова задержала полиция. По словам мужчины, порох он нашел на одной из крыш, так как работал промышленным альпинистом. Вещество заинтересовало его, потому что он изучал минно-взрывное дело. Когда появились сообщения, что задержан Пчелинцев, Бояршинов решил выкинуть порох, вышел из дома и попался полиции.
«Рашка развалится, надо уезжать»
Следом выступает свидетель Степан Прокофьев, у которого Филинков жил, пока искал съемное жилье. Именно к нему нагрянула с обыском ФСБ, после того как задержала Филинкова.
Подсудимый сразу же заявляет, что считает, что Прокофьев может оговорить его.
— На свидетеля давила ФСБ, — уверен Филинков.
Прокофьева в тот день разбудили, положили лицом в пол, заковали в наручники, а потом ночь продержали в полиции. Вопрос Виталия Черкасова, адвоката Филинкова, объяснили ли свидетелю, почему он ночевал в полиции, судья Муранов снимает как не имеющий отношения к делу.
— Филинков ездил на Украину к жене, а потом, когда вернулся, рассказывал мне, что познакомился в Киеве с кем-то, кто воевал на Донбассе. Пару раз мне Филинков говорил: «Рашка развалится, надо уезжать». Говорил, что это случится после выборов президента. Говорил, что уедет в Грузию или на Украину после этих событий, потому что там жизнь дешевле, — рассказывает Прокофьев.
Филинков заявляет, что не говорил о том, что общался с кем-либо, кто воевал на Донбассе.
Прокурора Екатерину Качурину интересовали больше два ружья, которые были совершенно законно оформлены женой Филинкова. Однако из показаний Филинкова и свидетеля следует, что придраться пока не к чему: все документы были в порядке, оружие хранилось в сейфе.
Заканчивается день атакой сотрудников НТВ на адвокатов и родителей обвиняемых. Однако слушатели закрывают объектив камеры листками с надписью «НТВ врет» и сбивают девушку с микрофоном абсурдными вопросами. В это время адвокаты успевают сбежать, а родители садятся в такси и быстро уезжают.