На аспиранта механико-математического факультета МГУ и анархиста Азата Мифтахова возбудили уголовное дело об изготовлении взрывчатки. Его и еще 11 человек задержали после обысков 1 февраля. Трое заявили о пытках.
Что известно о задержанных:
- Азат Мифтахов. Анархист, аспирант мехмата МГУ. Фигурант уголовного дела об изготовлении взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 223.1 УК), находится в статусе подозреваемого. Ранее получал угрозы со стороны телеграм-канала «Опер слил», вероятно, связанного с органами. 18 января в его комнате в общежитии прошел обыск. По словам других задержанных, с того дня за Мифтаховым велось наружное наблюдение.
- Даниил Галкин. По мнению органов, может быть связан с анархистским объединением «Народная самооборона». В разговоре с «Медиазоной» отказался подтверждать или опровергать эту информацию.
- Илья Губский, Максим Некрасов, Леонид Микляев, Анна Макаревич, Камила Канцерова, Екатерина Березина. Активисты антирейдерского движения. Всех задержали на одной из квартир, которую они охраняли от рейдеров.
- Елена Горбань. Анархистка. Фигурантка уголовного дела о вандализме — год назад неизвестные бросили дымовую шашку в окно офиса «Единой России».
- Виктория Захваткина, Алексей Секиров, Александр. Все трое вместе снимали квартиру. Александр — гражданин Белоруссии, он решил не афишировать свою фамилию.
Всех активистов привезли в отдел полиции подмосковного города Балашиха. В тот же день, 1 февраля, были отпущены все, кроме Азата Мифтахова. «Медиазона» поговорила с шестью из них. Публикуем самые важные моменты из бесед и то, что нам удалось узнать к настоящему моменту.
Причина уголовного дела — взрывное устройство. Согласно документам, его нашли 11 января 2018 года в лесу на территории Балашихи. Дома у Азата Мифтахова будто бы нашли предметы, из которых теоретически можно собрать самодельное взрывное устройство. По словам Виктории Захваткиной, правоохранители предполагают, что Мифтахов хотел взорвать газовые трубы в лесу Балашихи.
От защитников более суток скрывали местонахождение Мифтахова. Адвокат Софья Хорава и защитник Роман Устинов пытались попасть к задержанному еще вечером 1 февраля. Тогда следователь утверждала, что анархиста уже отпустили домой. Юристам пришлось подать заявление о розыске. О местонахождении Мифтахова следователь впервые сообщила вечером 2 февраля. В семь часов вечера того же дня на него впервые составили документы.
Мифтахов заявил о пытках шуруповертом и избиении. В отделе полиции включенный инструмент приложили к его груди, рассказал анархист. Сотрудник также приставлял инструмент к заднему проходу задержанного и угрожал ввести его в анальное отверстие. Затем активиста били ладонью по лицу, кулаком по груди, пинали по ногам и груди, вырывали волосы. Мифтахов сказал, что на груди остался след от шуруповерта. Это подтвердила Виктория Захваткина.
Мифтахов пытался вскрыть себе вены, сообщила адвокат Светлана Сидоркина. Это видели и другие задержанные. По словам Азата, он был уверен в том, что его везут пытать, и пытался это предотвратить.
Даниила Галкина пытали электрическим током и пытались склонить к сотрудничеству. Он рассказал, что после обыска силовики кинули его на пол в машине, положили ноги на его лицо и били электрошокером по «ногам, икрам, ближе к паховой части». Сотрудник угрожал засунуть электрошокер ему в анус, снимал штаны с задержанного и стучал электрошокером рядом. Кроме того, при отказе от сотрудничества правоохранители угрожали уголовным преследованием, проблемами у родных и новыми пытками.
Илью Губского били электрошокером. По его словам, еще перед обыском его два-три раза ударили шокером в подъезде дома, когда он отказался говорить, в какую квартиру направляется. После этого его несколько раз ударили.
В отдел приехал «Первый канал». Даниил Галкин рассказал, что оперативник под угрозой пыток заставил его дать комментарий журналистам. Галкину пришлось сказать, что он осуждает действия Азата, «что терроризм — это плохо». Александр, другой задержанный, рассказал, что закрывал лицо руками и отказывался отвечать на вопросы журналистов, «либо фигню отстраненную говорил».