8 февраля полицейские пришли на акцию по раздельному сбору вторсырья, проходившую на проспекте Вернадского в Москве. Они заявили, что сбор мусора в этом месте запрещен, и угрожали активистам административными протоколами. Одна из организаторов акции и местный муниципальный депутат от партии «Яблоко» Елена Филина рассказывает, что произошло в тот день и чем обоснованы действия полиции.
Мы собрались, как обычно, в субботу. Приходили люди, приносили мусор, все довольны, счастливы. Дети бегают, смеются, раскладывают мусор по коробочкам. Эти мероприятия мы проводим уже год.
Мы устраиваем эти мероприятия совместно с проектом «Собиратор». Акции проходят по всей Москве и в Подмосковье. У них есть склад, на котором они собирают большие объемы вторсырья и сдают переработчикам. Вся эта история абсолютно прозрачная, и суть именно в том, что люди могут доверять нам — сдавая вторсырье, которые точно будет переработано. Они поэтому и приходят.
Все было очень обычно. Потом подошел один полицейский и переписал данные организаторов. «Вам надо отсюда убраться. Вы тут мусор складируете», — сказал он.
Мы ему отвечали, что это не мусор, а вторсырье. И вообще, с чего бы вдруг нам уходить? Подошли еще двое полицейских. Вслед за ними пришел замначальника ОВД ЗАО Сидарин. Следующие полтора часа они нас прессовали, трясли КоАПом (кодексом об административных правонарушениях — ОВД-Инфо). Жителям, которые пришли на мероприятие, они угрожали административными протоколами и денежными штрафами. Полицейские утверждали, что мы незаконно складируем мусор.
Также сотрудники полиции говорили, что у них якобы есть жалобы от жителей, которым мы мешаем. Я даже знаю этих жителей, которым мы «мешали». Это советники управы, которые могли написать на нас жалобы. Ну то есть они не лгут, у них есть кому пожаловаться на нас. И мне кажется, у них очередь там стоит — кто может пожаловаться. Но к нам на акциях и в перерывах между ними не поступало никаких жалоб.
Через какое-то время полицейские начали говорить: «Давайте переместимся, у вас место не согласовано». Я год назад переписывалась с главой управы, когда мы в первый раз решили проводить это мероприятие, [тогда он дал добро]. Но больше я с ним не общалась на эту тему. Мы проводим и проводим [мероприятия] — нас никто не трогает.
Сейчас наши мероприятия по сбору мусора проходят на территории, заросшей деревьями, она находится между домами и с четырех сторон окружена машинами. Это не детская площадка и не дворовая территория. На кадастровой карте она обозначена как территория гаражного строительства.
Закончилось все тем, что когда у нас появились мешки со вторсырьем, представители ГБУ «Жилищник» начали эти мешки у нас утаскивать к помойке около районной управы. Нам пришлось передвинуться туда, куда они их отнесли и продолжать все там.
После того, как мы переместились к управе, полицейские нас больше не трогали. Мероприятие закончилось спокойно — еще 40 минут мы принимали вторсырье, загрузили в машину и все.
После всего этого мы ходили на встречу мусоровывозящей компании и управы. Чем закончилось, я не знаю, мне надо было уходить. Но в процессе был скандал. Глава управы возмущался, почему мероприятие проходит без его «повеления».
Я вижу ситуацию сейчас так. В этом году началась городская программа двухпоточного сбора отходов. И городские структуры заинтересованы в отчетности по мероприятиям, которые связаны с раздельной сортировкой отходов. Управа со мной сотрудничать сейчас в рабочем режиме не хочет. А хочет, чтобы активисты, которые год в любую погоду мерзли и мокли на акциях начали для них что-то делать и на все у них спрашивали разрешение. Вот у них была такая акция устрашения. Чтобы мы начали с ними договариваться обо всем. Такое принуждение к сотрудничеству.
Глава управы предложил нам новое место для мероприятий — около управы: «Вам вот здесь будет удобнее, здесь хорошее место. Вы здесь никому не будете мешать». А оно такое — внутри района. На мой взгляд, не очень удобное. Не знаю, сейчас с активистами обсуждаем варианты.
Но для меня это довольно странно с точки зрения просто позиционирования. Почему это мы должны проводить акцию около управы? Мы год нарабатывали районный актив по раздельному сбору, а теперь они нам начнут диктовать. Они нас пресанули, а теперь на сильных переговорных позициях находятся.