Рядом с Нефтекамском хотят открыть полигон для утилизации опасных отходов. Жители выступают против полигона. За два месяца они подали 20 заявок на митинг, но ни одну из них не согласовали. Власти каждый раз утверждают, что активистов опередили другие организаторы — которые при этом так и не провели ни одного митинга. Александр Литой записал рассказ Айдара Баянова, активиста инициативы «Стоп Камбарка — Нефтекамск» и члена «Яблока».
Камбарка — это маленький город на границе Удмуртии и Башкортостана. Камбарка находится от нашего города, Нефтекамска, в 15 километрах. Рядом с Камбаркой решили перепрофилировать завод, который перерабатывал химические вещества. Сейчас будет не только химический завод, но и полигон по утилизации отходов первого и второго класса опасности: отходов, содержащих ртуть, нефть, а также батарейки и другое.
Говорят, в год будет перерабатываться 50 тысяч тонн отходов. Это огромная цифра. Есть вероятность, что отходы будут просто сжигать, что очень вредно для окружающей среды. Кроме того, рядом с заводом течет Кама. Если отходы будут попадать в реку, пострадают многие регионы.
Первые митинги были в июле в Камбарке и Нефтекамске. Инициативные группы против этого завода также появились в Ижевске и Сарапуле. Первый митинг по проблеме завода в Камбарке у нас в июле согласовали без проблем. На митинге выступал глава Нефтекамска, говорил, что он солидарен с позицией жителей, выступает за то, чтобы завод не угрожал экологии.
Но затем мы двадцать раз подавали в сентябре и октябре уведомления на митинги по этой проблеме, и каждый раз наши заявки отклоняли. Якобы каждый раз раньше нас подавали заявку на митинг в том же месте в то же время. Заявки на акции подавали люди из ООО «Индустрия», тесно сотрудничающей с администрацией Нефтекамска. Если городу нужны какие-то строительные работы, тендер, скорее всего, выиграет «Индустрия».
Мы заявляли митинг против перепрофилирования завода в Камбарке, а люди из «Индустрии» — митинг по теме мусорной реформы. «Индустрия» с заявкой на митинг всегда оказывалась якобы раньше нас, потому что у нас не ставят входящий номер на принятом уведомлении о митинге. Говорят, регистрация уведомления о митинге осуществляется в течение дня. Это дает возможность чиновникам утверждать, что кто-то в тот же день, но якобы раньше, принес свою заявку.
В Нефтекамске 140 тысяч населения, в городе много площадей, но есть постановление нефтекамской администрации, что все митинги должны проводиться рядом с кинотеатром «Октябрь». Никаких митингов «Индустрия» не проводит, хотя уже даже в суде обещала, что проведет. Согласно недавно принятому закону, в случае отмены митинга организаторы должны об этом публично оповестить. Ничего такого сделано не было.
По проблеме Камбарки КПРФ разрешили митинг только в Уфе (столица Башкортостана — ОВД-Инфо), но не в Нефтекамске. А организатору митинга КПРФ 7 ноября в Нефтекамске пришло уведомление от правительства Республики Башкортостан о том, что завод в Камбарке, проблему с питьевой водой в Нефтекамске и пенсионную реформу нельзя обсуждать на городском митинге. Потому что это будет отклонением от заявленной темы митинга — годовщины Октябрьской революции и социального положения в России.
Темы питьевой воды и Камбарки на митинге 7 ноября в Нефтекамске все-таки затронули. Полиция этому не препятствовала, зато полицейские одному из активистов запретили надевать футболку с лозунгом против завода.
У нас в Нефтекамске к власти пришел новый клан, думаю, они боятся митингов: боятся, что создастся впечатление, что в городе не все в порядке.
UPD 15:58: Айдара Баянова ошибочно назвали организатором акции, потому заголовок материала изменен.