Мария рассказала ОВД-Инфо историю своего друга Владимира Гельмеля. Его задержали на 27 июля, в тот момент когда он ехал с работы мимо Трубной площади на самокате. Гельмеля признали виновным в участии в акции, арестовали на десять суток, а затем допрашивали по делу о «массовых беспорядках». Мария утверждает, что решение об аресте было опубликовано на сайте суда за четыре часа до фактического рассмотрения дела.
Он не принимал участия в протестах. После работы [Владимир] поехал на самокате в центр. Так как Садовое [кольцо] было перекрыто, его развернули на другую улицу. Он попал в толпу на Трубной площади. Дальше ОМОН взял людей в кольцо, его и еще примерно 20 человек утащили в автозак.
Следующие три часа Владимира катали в автозаке по всей Москве. Сначала их [задержанных] увезли на запад, развернулись, не довезли ни до какого отделения и поехали на северо-восток и, по итогу, привезли в ОВД «Ломоносовский» (в Юго-западном округе столицы — ОВД-Инфо). Минут 40 их держали в автозаке у ОВД, никуда не выпуская. Потом их завели в отдел и заперли в общей комнате. В «Ломоносовском» вообще был трэш.
Протокол доставления оформили в районе 3:15 ночи, хотя в отдел доставили где-то в половину двенадцатого. Людям не давали даже воды, и не принимали для них передачки и нашу воду. Я стояла рядом с группой людей: там были чьи-то родители, девушка и молодой человек. Мы стоим, у нас ничего не берут, тут приезжает, как он сказал, «бывший гвардии майор» — пьяный в хлам.
«Майор» приехал с подарочным пакетом, из которого торчала коробка конфет и бутылка алкоголя. Он звонит в ОВД, говорит: «Бывший гвардии майор приехал, откройте мне дверку по-быстренькому». Его впустили, минут через пять он вышел с парнем, парень весь такой намажористый, ну и «майор» тоже намажористый. Пакета у «майора» уже не было. Он сел с парнем в машину и уехали. За рулем машины был кто-то еще.
Перед тем, как «майор» заходил в ОВД, я его спросила:
— Может быть, вы хотя бы воды передадите? Как бывший сотрудник, вы должны понимать, что полнейшая дичь происходит.
На это он ответил:
— Нам всем с утра Собянин сказал так: всех, кого вечером задержат, надо помариновать. Посидят, ничего с ними не случится.
Воду нам удалось передать в половину третьего, до этого мы несколько раз звонили на 112 и жаловались. На входе в ОВД сидел агрессивный молодой человек с калашом (автоматом Калашниковам — ОВД-Инфо) и в бронике. Калаш он чуть ли не в лицо совал, показывая: не надо у меня ничего спрашивать.
На утро задержанных перевезли в ОВД «Обручевский», он там рядом, в Черемушках. Там было приятнее: у меня взяли воду, передачку. Потом его вернули в «Ломоносовский» ОВД ночевать. Во вторник утром их повезли в суд, но в суде они в итоге были только вечером. Я отпросилась после работы, и приехала в суд в районе шести, но заседание еще не началось. У нас был адвокат и представитель с его [Гельмеля] работы, из крупной западной компании.
Есть выписки с работы, куда он входил по электронному пропуску, есть транзакции в кафе, покупка книги днем именно с его стационарного компьютера — все это доказывает, что он в субботу работал, а не участвовал в протестах. Его карточка «Тройка» подключена к системе «Город»: можно отследить, в какие станции он заходил.
Заседание началось в 21:15, но мы увидели на сайте Гагаринского суда, что решение об аресте по его делу было опубликовано еще в пять вечера! Судья на вопрос об этом ухмыльнулся и ответил:
— Ну, удалите это.
Никакие наши доказательства судья не слушал и дал 10 суток ареста.
[Владимир] сидит сейчас в спецприемнике номер один, вчера в спецприемник приезжали следователи из Чертаново по делу по 212-й статье (массовые беспорядки — ОВД-Инфо). Хотели брать кровь на анализ ДНК и фотографировать.
От этого вроде практически все отказались. Следователь звонил кому-то, на него кричали, почему он фотографии не сделал, следователь отвечал: «Ну, попробуй их заставь».
Он тоже отказался от такого освидетельствования на ДНК, я сразу отправила туда адвоката, его долго не пускали. Потом пустили буквально на пять минут, чтобы подписать документы по апелляции на арест.
В протоколе у него [Владимира] написано, что он участвовал в акции с 14:00 и до момента задержания. Насколько я знаю, он дал показания следователям (по делу о «массовых беспорядках» — ОВД-Инфо), что это не так, и что у нас есть доказательства.