16 мая из Москвы были выдворены около 120 жителей Чебоксар, приехавших заявить о своих проблемах — из-за застройки их выселяют из домов. Прямо на автобусах, на которых чебоксарцы прибыли в Москву на митинг, их вывезли за пределы Московской области. О проблемах жителей и препятствиях, встреченных ими в Москве, ОВД-Инфо рассказал депутат Госсовета Чувашии Андрей Кулагин.
Мы уже не первый год боремся с проблемой махинаций с землей, изучили ее, наверно, вдоль и поперек. К сожалению, прокуратура Чувашской Республики не видит нарушений, на которые мы указываем. Нарушается градостроительный кодекс: территорию, где стоят дома, в которых живут три поколения, выставляют на аукцион! Пусть кто-то из этих людей юридически неграмотен, своевременно что-то не зарегистрировал — но к людям нельзя так относиться. Постановление главы города № 1319 о развитии застроенной территории на Мясокомбинатском проезде было отменено судом. То есть по сути дела глава города Чебоксары девять месяцев не исполнял решение суда — он должен был отменить все договоры с застройщиком, а вместо этого, наоборот, пошел дальше выдавать земельные участки. Глава региона не согласился со мной, что он должен был отрешить главу города от должности, хотя у него есть такие полномочия в случае, если глава администрации города не выполняет решение суда. Мы пытаемся что-то решить, чтобы помочь жителям, хотя бы нормально их переселить, но полномочия по расселению граждан, то есть по выделению квартир, администрация Чебоксар почему-то скидывает на застройщика. А застройщик, по сути дела, мошенничает: он пытается дать людям за их дома по 33 квадратных метра — понятно, что семья из шести человек на 33 квадратных метрах никак не сможет жить. Договоры заключаются по мошеннической цене: эти квартиры на 33 квадратных метра, которые им предлагают, стоят миллион двести рублей, а договоры оформляются на 120 тысяч, то есть здесь имеет место уход от налогов. Мы обращались вместе с жителями к главе региона, чтобы он эту проблему разрешил, но, к сожалению, даже официального ответа на это обращение жителям дано не было. Я обращался в прокуратуру с обращением, но там опять же не нашли нарушений.
Люди бьются, уже не один митинг, не один пикет здесь провели. Не раз бывало, что нам отказывали в проведении акций, говорили, что место занято, другая организация заявила мероприятие. Мы приезжаем — никакого мероприятия нет. Это не единичные случаи, а правило. Можно спросить у любых политических деятелей Чувашской Республики — если ты хочешь где-то провести публичное мероприятие в городе Чебоксары, обязательно будет отказ. Но фактически, если приедешь на это место, выяснится, что отказ необоснован. Сожгли мой туристический автобус на 50 мест — только из-за того, что я влез в эту клоаку. Это подтверждение того, что руководство города и республики готово пойти на любые криминальные действия, только бы не помогать людям. Этот автобус принадлежал моему отцу, он мне его дал для моей политической деятельностью. Автобус не использовался для коммерческих поездок. Возили спортсменов — у меня есть футбольная команда «Кулагин народный депутат». Возили моих друзей, которые занимаются фольклором, на разные чувашские праздники. Возили людей на святые источники. На пикет, на митинг ездили на автобусе, у нас всегда был под рукой транспорт. У него на борту было написано «Кулагин народный депутат». Сейчас мы без него как без рук. Видимо, мои пикеты и митинги очень кому-то мешали, поэтому было принято решение его уничтожить. Следствие ведется таким образом, что до сих пор ничего не найдено. Думаю, если бы сожгли автомобиль главы республики, человек десять виноватых нашли бы. Я считаю, что об этом поджоге надо говорить как о террористическом акте: я публичный человек, это было устрашение общества. Так что с этим не МВД должно обращаться, а ФСБ, по большому счету.
Когда мои помощники решили организовать публичное мероприятие в мою поддержку, им в администрации города сказали, что на том месте, где они собирались проводить акцию, будет проходить установка снеговиков. Если Пасха, то обязательно будет мероприятие по подготовке к пасхальной неделе. А на самом деле, никого нет, ни души, у меня даже видео с мест есть.
Глава города и глава республики должны были пообщаться с людьми и найти способ переоформить земли, где стоят их строения, чтобы потом уже люди самостоятельно, общаясь с любым застройщиком, договаривались о цене за их земельный участок. Если рыночная цена одной сотки на земле, где у этих людей стоит дом, от миллиона и выше, а у них по две, по три сотки, они могли бы купить себе нормальные квартиры, и всех нынешних споров не было бы. Но, к сожалению, у нас никто жителей не слышит, приходит застройщик с деньгами, и вокруг него все танцуют. Проблема касается не только Мясокомбинатского проезда, это и деревня Банново в городском округе Новочебоксарск, и поселок Южный в городе Чебоксары, и поселок Восточный. Я давно предлагал главе республики и главе Чебоксар объединить Чебоксары, Новочебоксарск и поселок Кугеси — появится огромная территория для строительства, для развития города. Зачем трогать тех жителей, которые по сути не имеют возможности законно зарегистрировать свои земельные участки? Законодательство совершенствуется, депутаты уже работают в этом направлении, наступит момент, когда все пробелы законодательства исчезнут, и люди смогут нормально зарегистрировать свои дома. Жители просили главу республики дать им возможность воспользоваться «дачной амнистией», но не были услышаны.
Мы решили с нашими нерешенными вопросами поехать к руководству страны, чтобы хоть кто-то нас услышал, чтобы посмотреть, какие могут быть выходы из ситуации, как можно помочь людям. Чтобы доехать до Москвы, каждая семья была вынуждена заплатить по тысяче рублей за человека. Мы поехали на автобусах. С арендой автобусов была отдельная история. Было два перевозчика. Один сначала согласился, но в последний момент автобус чудесным образом сломался. Другой стал говорить: я боюсь, нам обещали, что у нас будут проблемы. В общем, начали запугивать. Но все-таки нашлись вменяемые люди, которые нас повезли. В последний момент, всеми правдами и неправдами удалось найти автобусы. Пришлось поменять место, откуда мы вывозили людей. Чтобы не пострадали автобусы перевозчиков, мы провели целую спецоперацию: сначала маленькими автобусами везли людей за город, а там сажали в большие — и в Москву.
Мы подавали уведомление в два места: площадь Революции и парк «Сокольники».
Мы приехали на площадь Революции, и там с нами стали общаться, как с людьми, которые не знают законов. Мол, вам здесь митинг запрещен, вы не можете его проводить. Я подавал уведомление 5 мая, но в течение трех положенных по закону дней никакого официального ответа не увидел. Только 13 мая я увидел документ, и то в электронном виде, о том, что мероприятие не согласовано, так как в этом месте в это время будет проводиться другое мероприятие. Но в законе написано, что исполнительный орган должен предложить другое место или другое время для проведения акции, если что-то не получается. 31-ю статью Конституции никто не отменял. Как иначе людям высказаться? Люди же просят не чего-то сверхъестественного, их права нарушаются. Поэтому в Москву и поехали — а кому еще жаловаться, если все инстанции, которые были в регионе, мы прошли? Мы на площадь Революции приехали еще и для того, чтобы зафиксировать, что нам незаконно запретили проводить там мероприятие. Я разбирался с сотрудниками полиции, цитировал нормы закона. Они сказали, что не могут мне ничего ответить, потому что из правительства Москвы никого нет, есть только приказ, на основании которого нам не разрешают проводить мероприятие. Мы записывали все на камеру, чтобы в дальнейшем обращаться в суды, в Генеральную прокуратуру.
Когда мы поняли, что у нас не будет согласованного мероприятия, я попросил сотрудников полиции, поскольку мы приехали с детьми, раз уж мы стоим рядом с Красной площадью, пройти туда, сфотографироваться там как туристам. Мы хотели сфотографироваться с флагом Чувашской Республики, и нам сотрудники МВД запретили развернуть наш флаг. Мы долго их уговаривали, и нам разрешили только маленький флажок. Что мне теперь, депутатский значок снять? У меня там тоже флаг Чувашской Республики нарисован. Китайцы ходят с флагами, а житель Чувашской Республики не может! Я только в страшном сне могу представить, чтобы Кадыров позволил запретить жителям Чеченской Республики поднять свой флаг. Я понимаю, если бы мы, допустим, какой-то лозунг достали или какой-то политический флаг.
На площади Революции нам сказали, что наше мероприятие разрешено к проведению в «Сокольниках». Нас сопроводили с мигалками в «Сокольники» — а там нам добрым, милым голосом сообщили, что и там не разрешено. А ведь это же гайд-парк, там можно провести любое мероприятие практически без уведомления. На сайте гайд-парка было написано, что мероприятие согласовано. Даже сотрудник парка в конце концов сказал, что согласовано, но сотрудник полиции сказал, что у него нет такого разрешения. Рядом проводила митинг какая-то партия («РОТ-Фронт» — ОВД-Инфо), они предложили нам выступить у них. Но сотрудники полиции сказали, что у нас иная цель митинга. Кроме того, у них на митинге было всего лишь 50 человек, а нас приехало 120. Мы спорить не стали, потому что подстраиваться под какую-то другую организацию, которая заявила другие цели, было бы незаконно. Хотя высказаться, наверно, можно по любой теме, любое выступление можно к любой теме притянуть за уши. Пока мы стояли два часа под дождем и ждали, я пытался достучаться до руководства сотрудников МВД, которое дает такие поручения, потому что я считаю, что действия полиции были незаконными. К сожалению, мы не смогли убедить сотрудников МВД дать нам возможность провести мероприятие. Примерно в течение часа я пытался дозвониться до дежурного прокурора, чтобы нам прояснили, на что мы имеем право.
В итоге мы решили поехать в администрацию президента на личный прием. Ведь люди не просто так приехали издалека, проехали 700 километров, люди привезли с собой детей, чтобы видно было, что это не какая-то оголтелая публика, это люди, которые завтра вместе с детьми окажутся на улице. Договорились, что один автобус поедет в администрацию президента, а другой — в Генпрокуратуру. Сотрудники МВД это услышали, был вызван ОМОН, наши двери заблокировали, в автобус вошли сотрудники ОМОН и сказали: «Мы вас сейчас проводим, поедем с нами». Там были еще сотрудники ДПС — не знаю, в какой момент они появились. Водители не подчиниться сотрудникам ДПС не могли и проследовали с ними сначала до МКАД, а потом уже до Владимирской области, проехали всю Московскую область. Опять нарушили статью о Конституции — о свободе передвижения. Никаких протоколов задержания или вывоза куда-то никто не составлял. Когда мы ехали, сотрудники полиции рассказали нам, что их вызвали сообщением о массовой драке. Когда они приехали и увидели, что там маленькие дети, женщины, пенсионеры и депутат Госсовета Чувашской Республики с помощниками, они сразу все поняли, но сказали: «Давайте мы вас проводим, у нас приказ, мы обязаны его выполнить». Я не имею права подставлять жителей республики под штрафы или, может быть, даже применение силы. Я был вынужден согласиться на требования, и нас вывезли за пределы Московской области. Во Владимирской области мы оказались уже после семи вечера, вернуться смысла уже не было, поскольку мероприятие было согласовано до 19:00.
Не знаю, чего они так испугались, что такого мог узнать Владимир Владимирович. Значит, нашим чиновникам есть что скрывать.
Особая благодарность руководству страны и спасибо средствам массовой информации, которые написали о нас, — вскоре после того, как мы приехали домой, у нас прошла встреча с руководством региона, с главой республики, с главой администрации города на предмет того, как разрешить данную проблему. Жители пять часов сидели и рассказывали о своих проблемах. Надеюсь, что их услышали, что это не станет очередным популизмом и обманом жителей, чтобы пар вышел. После встречи я встречался с активом с Мясокомбинатского проезда — им в администрации стали говорить: да что вы так много просите, вы не правы. То есть опять пытаются обмануть, чтобы потянуть время, пока средства массовой информации поутихнут. Жители предложили 6 июня все-таки еще раз попытаться доехать до Москвы и провести митинг. Если до этого времени что-то решится, то уже не будет смысла проводить публичные мероприятия. Но такой уверенности, честно скажу, ни у кого нет, уже никто ни во что не верит.