5 марта в Новой Москве прошли публичные слушания, посвященные плану развития присоединенных к столице бывших районов Московской области, — он определит их застройку в ближайшие 20 лет. Муниципальные власти прикладывали усилия, дабы слушания прошли без участия не согласных с мэрией жителей.
По данным ОВД-Инфо, сотни жителей находящихся в Новой Москве городов Троицк и Московский, а также сельского поселения Первомайское не были допущены на слушания, входы в залы, где они проводились, были блокированы полицией. Уменьшить количество жителей на слушаниях также пытались и другими способами: в одних случаях назначали неудобное для большинства время и не распространяли информацию о слушаниях, в других — перекрывали дорогу и даже вызывали ОМОН. Александр Литой посетил публичные слушания в Троицке и увидел, как это происходит.
В Троицке местные власти фактически не распространяли информацию о слушаниях: например, не было объявлений о них на подъездах. Зато агитацией жителей занимались местные экоактивисты.
На публичные слушания, назначенные на четверг на 19.00, собралось более полутысячи горожан — даже несмотря на то, что многие в это время только заканчивают работать в «старой Москве». Выходные были бы для многих гораздо удобнее.
Слушания проходили в зале школы искусств, рассчитанном на 300 мест, хотя рядом от него расположен дворец спорта, который вместил бы всех желающих. Их охраняла пара десятков полицейских, на входе проверяли наличие прописки в Троицке.
Далее всех регистрировали (организаторы слушаний фиксируют, сколько жителей пришло; зарегистрированные могут подать письменные замечания к проекту строительства), но большую толпу — по разным оценкам, от 100 до 300 горожан — просто не пустили в зал.
Жители на повышенных тонах требовали их пропустить, но входы в зал были заблокированы группой полицейских.
Я постоял у входа, но случайно заметил, что в боковую дверь уходит ручеек людей, старающихся не привлекать к себе внимание. Направившись за ними, я вскоре оказался в зале: впереди вошедших был Николай Волков, экс-глава троицкой милиции, а ныне — председатель совета ветеранов полиции.
В зале находилось много бюджетников, которые должны были показать приехавшему на слушания замглавы Москомархитектуры, что жители не против предложений мэрии. Они оказались в зале раньше других жителей Троицка. Но всё-таки и многим недовольным схемами удалось попасть в зал — более половины выступлений содержали критику предложенного мэрией проекта.
Толпе горожан, оставшейся в фойе школы искусств, транслировали слушания по выставленным там мониторам, но выступить они уже не могли.
Как рассказала ОВД-Инфо Наталья Белова, муниципальный депутат сельского поселения Первомайское, на вчерашних слушаниях в её районе полностью повторился троицкий сценарий — правда, там полиция блокировала вход в зал, где проходили публичные слушания, с помощью пианино.
В зале в Первомайском заранее находились лояльные администрации люди, из пришедших — в основном, настроенных против предложений мэрии — запустили 100 человек, а еще несколько сотен остались на улице.
Потом жителей, не пожелавших расходиться, пригласили в другой зал, где также поставили мониторы с трансляцией (по словам жителей, плохого качества). Как и в Троицке, у смотревших трансляцию не было возможности выступить, задать вопросы представителям мэрии.
И в Троицке, и в Первомайском жители собрали подписи под заявлением об ограничении их права на участие в публичных слушаниях и требованием их повторного проведения.
Во время слушаний также по странному стечению обстоятельств была заблокирована дорога в Первомайское с Киевского шоссе — из-за этого на мероприятие не попали москвичи, имеющие дома в этом районе.
По словам общественного активиста из города Московский Игоря Сагенбаева, у них ситуация была более радикальной: в зале для слушаний заранее находились 280 человек, имевших справки о том, что они работают в Московском, хотя не живут в этом городе. На слушания пришла тысяча жителей, из которых пустили только 20 человек. Остальные пытались прорваться через два полицейских кордона перед входом в зал. Для устрашения вызывали ОМОН.
По закону, публичные слушания — это хотя и совещательная, но обязательная процедура при утверждении строительных проектов. Во всех районах Новой Москвы недовольство жителей вызывают пункты плана, предполагающие вырубку лесов и строительство шести- и восьмиполосных дорог, проходящих через до недавнего времени тихие поселения вплотную к жилым домам.