Представители пяти правозащитных организаций подали уведомление о проведении «митинга гласности» на Пушкинской площади в Москве 22 декабря. Московские власти им отказали. Правозащитники намерены вести переговоры с властями и подавать в суд.
Цель митинга — «привлечение внимания общества и власти к необходимости» защиты свободы слова и свободы собраний». Организаторы — Московская Хельсинкская группа, Правозащитный центр «Мемориал», Amnesty International, Комитет «Гражданское содействие» и движение «За права человека» — подали уведомление о проведении 22 декабря «митинга гласности» на Пушкинской площади в Москве. 12 декабря заявители получили ответ от московского Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции: на Пушкинской площади митинг провести будет нельзя, поскольку в тот же день на том же месте запланировано проведение другого мероприятия. Какого — чиновник департамента не указал. Вместо Пушкинской площади правозащитникам посоветовали отправляться в парк «Сокольники».
Организаторы «митинга гласности» с предложением не согласились и собираются настаивать на том, чтобы мероприятие состоялось именно на Пушкинской площади.
По словам одной из заявителей мероприятия, исполнительного директора Московской Хельсинкской группы Светланы Астраханцевой, для организаторов важны три составляющие: дата, место и тематика.
Идея провести «митинг гласности» возникла, в частности, как ответ на арест руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева: суд постановил арестовать его на 25 суток (позднее срок был сокращен до 16) за призыв прийти на несогласованную акцию в поддержку обвиняемых по делам «Нового величия» и «Сети». «По нашему мнению, Лев Александрович сидит за попытку защитить свободу слова и свободу собраний, поэтому мы запланировали митинга на следующий день после его выхода», — говорит Астраханцева.
Само место имеет особое значение для правозащитников в связи с тем, что 53 года назад, 5 декабря 1965 года, на Пушкинской площади прошел первый «митинг гласности», идеологом проведения которого был математик Александр Есенин-Вольпин, один из лидеров диссидентского движения в СССР. (К 50-летию митинга ОВД-Инфо публиковал письмо Есенина-Вольпина о проблеме свободы собраний в стране.)
В настоящее время организаторы митинга подали в мэрию предложение о согласовании места проведения митинга. «Основание, по которому нам не дают провести мероприятие на Пушкинской площади, для нас непонятно, — говорит Астраханцева. — Нам просто сказали, что есть некое „другое мероприятие“. Возможно, в нем будут участвовать всего пять человек, а может быть, оно такое же общественно значимое, как наш митинг в поддержку фундаментальных прав человека. Мы пытаемся добиться диалога с московскими властями, чтобы они провели реальную процедуру согласования, а не просто давали отписку без конкретики. Мы хотели быть пригласить организаторов второго мероприятия на трехсторонние переговоры. Может быть, нам удастся развести мероприятия по времени или провести их в разных точках площади. Мы действуем в соответствии с российскими и международными правовыми нормами. Хотим личным примером показать, как власть должна действовать при согласовании мероприятия».
Одновременно правозащитники намерены обжаловать в Тверском районном суде Москвы отказ властей в согласовании митинга. По словам юриста Московской Хельсинкской группы Николая Кавказского, одна из основных претензий заключается в том, что Департамент региональной безопасности фактически не предложил организаторам альтернативного места. Парк «Сокольники» является гайд-парком, и по закону проведение в нем митинга с числом участников до полутора тысяч человек вообще не требует согласования (в уведомлении на проведение «митинга гласности» на Пушкинской площади было указано количество до тысячи человек). Поэтому такая площадка в рамках процедуры согласования мероприятия рассматриваться не может.
Но и идея правозащитников провести митинг на Пушкинской площади в соответствии с исторической традицией и целями мероприятия также может быть важным аргументом в суде. Кавказский ссылается на постановление Пленума Верховного суда 26 июня 2018 года, в котором говорится, что орган публичной власти обязан предоставить организаторам мероприятия место и время, которые обеспечивали бы достижение правомерных целей и соответствовали социально-политическому значению мероприятия. «Мы считаем, что достичь цели мероприятия в другом месте невозможно», — говорит юрист. Кроме того, в решении Европейского суда по правам человека по жалобе «Лашманкин и другие против России» о нарушении права на проведение разных мероприятий 2009–2012 годов говорится, что свобода собраний включает в себя право на выбор места, времени и формы проведения мероприятия, а вмешательство власти в этот процесс представляет собой ограничение права на свободу собраний, гарантированного статьей 11 Европейской Конвенции о защите прав человека.
Несмотря на то, что в последнее время согласовать мероприятие в центре Москвы становится все труднее, организаторы надеются, что им удастся добиться цели. «Мы считаем, что в юбилейный год Всеобщей декларации прав человека, юбилейный год Конституции Российской федерации тематика прав человека общественно значима и очень актуальна. Мы слышим много правозащитной риторики в органах власти, издается много документов, связанных с тематикой прав человека. Организаторы мероприятия — только правозащитники: мы показываем, что здесь нет никакой политики, только права человека. Мы видим в московских властях своих союзников. Мы обращаемся к историческим истокам, тогда началось правозащитное движение. На наш взгляд, было бы неплохо найти поддержку со стороны Москвы», — подчеркивает Светлана Астраханцева.
- ОВД-Инфо подготовил инструкцию о том, как можно обжаловать отказ в согласовании мероприятия.