28 ноября Туапсинский районный суд Краснодарского края должен принять решение, изменить ли меру пресечения инженеру-геологу и экологическому активисту, члену Совета Экологической вахты по Северному Кавказу Евгению Витишко с условного срока на реальный.
В июле 2012 года Евгений Витишко и Сурен Газарян были приговорены к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года по обвинению в умышленном уничтожении или повреждении имущества, совершенном из хулиганских побуждений. Поводом послужила проведенная экоактивистами общественная инспекция участка лесного фонда, прилегающего к так называемой «даче Ткачева» — территории в Голубой бухте недалеко от поселка Джубга, которой, согласно выписке из Единого государственного реестра, на правах аренды владеет полный тезка главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева. Проверка подтвердила, что для строительства были вырублены десятки деревьев, включая краснокнижную пицундскую сосну. Выяснилось также, что строители перекрыли сплошной бетонной стеной береговую полосу Черного моря, которая по закону должна быть общедоступной. Газарян и Витишко были обвинены в том, что исписали незаконно построенный вокруг лесного фонда забор с колючей проволокой надписями «Это наша земля», «Саня — вор!», «Ткачев, лес общий».
Сурен Газарян позднее был обвинен по другому делу: в связи с незаконным строительством дворца на мысе Идокопас (так называемый «дворец Путина») Газарян в начале августа 2012 года вместе с другими активистами попытался пройти по берегу к пирсу, на котором велось строительство причала. Дорогу им преградили охранники ЧОП «Рубин», которые позднее написали заявление о том, что Газарян угрожал им убийством — бросал в них камнями и угрожал физической расправой. Газарян был объявлен в федеральный розыск, покинул Россию и попросил политического убежища в Эстонии.
Евгению Витишко же чинила препятствия уголовно-исполнительная инспекция. В соответствии со статьей 54 Уголовно-исполнительного кодекса уголовно-исполнительная инспекция занимается контролем за лицами, осужденными не на реальный срок лишения свободы: разъясняет порядок и условия отбывания условного наказания, предупреждает о нарушениях режима, помогает с трудоустройством приговоренным к исправительным работам. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция имеет право вносить в суд представления «о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы».
Как рассказал «ОВД-Инфо» Евгений Витишко, когда он участвовал в выборах в законодательное собрание Краснодарского края и выборах главы администрации Крымского района в декабре 2012 года, уголовно-исполнительная инспекция направила в Туапсинский суд представление об ужесточении режима. «Ребята решили, что им мало того, что я должен находиться ночью с нуля до шести часов дома», — говорит экологический активист. Суд в соответствии с представлением постановил добавить два месяца к его испытательному сроку, обязал Витишко два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации и не выезжать за пределы Туапсинского районе без предварительного уведомления инспекции.
В ноябре этого года уголовно-исполнительная инспекция обнаружила в действиях Витишко нарушение режима: он ездил в Краснодар, но задержался там на чуть более долгий срок, чем собирался, и не успел уведомить инспекцию: он сообщил о том, что выезжает за пределы Туапсинского района 3 ноября, а про 4 ноября не сообщил. Витишко рассказал «ОВД-Инфо», что в Краснодаре сотрудники ФСБ и отдела по борьбе с экстремизмом ГУВД по Краснодарскому краю «объявили охоту» на него, задерживали машину, на которой он передвигался.
«Нарушение было, — признается Витишко, — но оно относится к категории неопасных деяний, я не угрожал обществу. Это деяние не требует изменения наказания, исполнительная инспекция могла ограничиться предупреждением. Фактически исполнительная инспекция способна менять решения судов по всей стране».
21 ноября Витишко получил повестку о вызове в Туапсинский суд 26 ноября. При этом на 27 ноября у него было назначено заседание в другом суде. Дело в том, что Верховный суд поручил президиуму Краснодарского краевого суда рассмотреть надзорную жалобу на приговор о порче забора «дачи Ткачева». Витишко не исключал, что дело будет отправлено на новое рассмотрение, а приговор будет отменен. В связи с этим ему удалось добиться, чтобы заседание в Туапсинском суде было перенесено на 28 ноября — после заседания президиума краевого суда. Но 27 ноября на заседание в краевом суде не явился представитель ООО «Капитель-2», официального собственника стройматериалов, испорченных, согласно материалам дела, экологическими активистами. В связи с этим рассмотрение надзорной жалобы было перенесено на две недели.
Витишко попытался вновь договориться с судьей Туапсинского районного суда о переносе заседания, инициированного уголовно-исполнительной инспекции, но на этот раз не добился успеха.