18 ноября, в день истечения срока полномочий второго созыва Общественной наблюдательной комиссии, занимающейся контролем за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием лицам, находящимся в местах принудительного содержания (ОНК) в Москве, прошло первое заседание ОНК нового созыва, на котором следовало принять решение о регламенте и выбрать председателя.
Скандалами сопровождалась стадия формирования новой ОНК. В результате отбора, проведенного советом Общественной палаты, из 40 членов ОНК 17 человек представляют правозащитное сообщество (в первую очередь, это те члены ОНК прошлых созывов, кто активно посещал СИЗО, спецприемники и ОВД Москвы в последнее время), остальные — так называемое «силовое крыло» — в него, в частности, вошли представители организации «Офицеры России» во главе с ее председателем Антоном Цветковым и других организаций, защищающих интересы военнослужащих — и сочувствующие. Цветков, который входил и в предыдущий состав ОНК и пытался стать ее председателем уже тогда (как вспоминает теперь уже бывший председатель ОНК Валерий Борщев, переговоры Цветков с ним вел, пригласив к себе в машину), обвинял представителей правозащитного крыла в том, что они посещают только политзаключенных и берут деньги за перевод из СИЗО в больницу.
Непосредственно заседанию 18 ноября тоже предшествовал скандал: Цветков в «Твиттере» заявил, что уже была достигнута договоренность о том, что заседание пройдет в здании Общественной палаты, а потом был разослан адрес офиса уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, и обвинил коллег в провокации. Поначалу Цветков отказывался выдвигаться в председатели и предложил кандидатуру председателя Комитета «За гражданские права» Андрея Бабушкина, но тот отказался, заявив, что председателем должен остаться Борщев. Цветков затем выставил кандидатуру своего товарища по «Офицерам России», члена Общественной палаты Дмитрия Галочкина, но за прошедшие выходные подумал и решил баллотироваться сам. Представители правозащитного крыла стояли за Борщева, которого новые члены ОНК и представители сайта Gulagu.net обвиняли в том, что он работал неэффективно, не предоставлял общественности отчетов своей деятельности (руководитель Gulagu.net Владимир Осечкин, поддерживающий Цветкова, даже направил письма начальнику ГУ МВД по Москве и начальнику УФСИН по Москве с вопросами о деятельности ОНК второго созыва).
Как рассказал «ОВД-Инфо» Андрей Бабушкин, с самого начала заседания возникла проблема с прессой: «Мы говорили о том, что вначале надо принять решение о допуске прессы, однако Галочкин как член Общественной палаты, пользуясь своим статусом, провел прессу прямо в зал». Представители «силового крыла», по словам Бабушкина, мешали уполномоченному по правам человека в Москве Александру Музыкантскому вести заседание. Затем новоиспеченный член ОНК, бывший член ЛДПР, лидер международного молодежного сообщества «ДВИЖ» Павел Пятницкий, известный скандальным поведением, начал оскорблять Музыкантского и Лукина в «Твиттере» (потом, правда, он написал, что заблуждался в их отношении: они, мол, «тоже по-своему ратуют за общественный контроль»). Очень долго шла дискуссия о регламенте, в итоге был принят регламент прошлого созыва, хотя он, по словам Бабушкина, морально устарел. Была создана рабочая группа по доведению регламента до ума, Бабушкина избрали председателем. Атмосфера накалилась, когда дошло дело до обсуждения поста председателя. («Все кричат», — так описывала в «Твиттере» обстановку один из наиболее активных членов ОНК, посещающих места лишения свободы, Анна Каретникова.) Пятницкий и член Президиума «Офицеров России», руководитель Комиссии по работе с ветеранами и пенсионерами Центрального совета сторонников «Единой России» Вячеслав Калинин угрожали оппонентам разборкой. Бабушкин предлагал компромиссный вариант — чтобы в ОНК было два сопредседателя. Однако Цветков и его сторонники на это не согласились. Бабушкину вновь было предложено принять участие в выборах, он вновь отказался в пользу Борщева. Когда было принято решение о том, что председатель будет избран путем открытого, а не тайного голосования, 12 из 17 сторонников Борщева, по словам Бабушкина, «были вынуждены уйти — нам стало все понятно». Большинством голосов был избран Цветков (сам он голосовал за формального альтернативного кандидата, Елену Абдуллаеву, блогера Gulagu.net).
Поскольку регламент ОНК изменен не был, не произошло того, чего больше всего опасались противники Цветкова, — члены комиссии не лишились возможности посещать места принудительного содержания без согласия председателя. Так что пока, по словам Бабушкина, избрание Цветкова председателем ничем не будет угрожать работе членов комиссии. Однако, по его словам, «понизится статус наших лидеров, не будут приглашать на заседания коллегии ФСИН, на подведение итогов работы, всем этим будет ведать Цветков». Между тем, как написал в «Твиттере» избранный заместителем председателя Пятницкий, «Лукин заявил, что распустит ОНК Москвы, используя свои полномочия, если результат выборов Председателя его не устроит».