Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) назначил Зареме Мусаевой компенсацию в 52 тысячи евро, а ее мужу Сайди Янгулбаеву и их дочери Алие Янгулбаевой — по 6,5 тысяч евро. Об этом сообщает «Кавказский узел». Решение также опубликовано на сайте ЕСПЧ.
Мусаева жаловалась на нарушение права на жизнь и запрета на пытки, так как похищение силовиками было опасно для ее жизни. Кроме этого, женщина указала в жалобе, что подверглась бесчеловечному и унижающему достоинство обращению со стороны полицейских.
Сайди и Алие Янгулбаевы жаловались на то, что подверглись жестокому обращению со стороны правоохранителей в день похищения Мусаевой 20 января 2022 года. Они также рассказали, что испытали душевные страдания из-за невозможности выяснить судьбу Мусаевой с 21 января по 3 февраля.
ЕСПЧ пришел к выводу, что российские власти в отношении Мусаевой нарушили запрет на пытки, право на справедливое судебное разбирательство, жизнь, свободу и личную неприкосновенность. По мнению суда, в отношении Сайди и Алие Янгулбаевы власти России нарушили запрет на пытки.
В январе 2022 года Мусаеву насильно вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню, якобы на допрос по делу о мошенничестве. Там женщине назначили 15 суток ареста по статье о мелком хулиганстве (ч. 1 ст. 20.1 КоАП), а позже предъявили обвинения и в мошенничестве в крупном размере и в применении насилия к полицейскому. В феврале 2022 года суд в Грозном отправил женщину в СИЗО.
Следствие утверждало, что она вместе с «подельницей» в 2017 году реализовала мошенническую схему, связанную с потребительскими кредитами (ч. 3 ст. 159 УК), а после похищения из Нижнего Новгорода и доставления в Грозный для допроса расцарапала полицейскому щеку (ч. 2 ст. 318 УК).
В июле 2023 года Мусаеву приговорили к пяти с половиной годам колонии общего режима. Верховный суд Чеченской Республики в сентябре смягчил приговор Мусаевой до пяти лет колонии-поселения. О таком решении просил прокурор из-за состояния здоровья осужденной, которое значительно ухудшилось за полтора года в СИЗО. 27 сентября ее этапировали в Аргун в колонию № 3, а в октябре — поставили на профилактический учет как «склонную к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов».
В условиях заключения у Мусаевой ухудшилось состояние здоровья. В декабре 2023 года ее адвокат направил в Шалинский суд ходатайство об условно-досрочном освобождении Мусаевой по состоянию здоровья — у женщины инсулинозависимый диабет второго типа, препятствующий отбытию наказания в колонии, и ряд хронических заболеваний. Пленум Верховного суда Чечни постановил, что СИЗО, в котором находится Мусаева, должно незамедлительно провести медкомиссию и направить ее результаты в Шалинский суд.
В апреле 2024 года медицинская комиссия заключила, что у Мусаевой нет заболеваний, которые могли бы стать причиной освобождения из колонии по состоянию здоровья. Спустя несколько дней состояние женщины резко ухудшилось — она не могла передвигаться даже с использованием костылей. О госпитализации женщины стало известно только 15 мая.
- Зарема Мусаева — жена федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева, их старший сын Абубакар Янгулбаев работал юристом в «Комитете против пыток», его и других сыновей власти также подозревают в причастности к чеченскому оппозиционному каналу 1ADAT. Членов семьи преследуют в течение многих лет. Сын Мусаев Ибрагим Янгулбаев рассказывал о пережитых ими пытках. Позднее Абубакар и младший сын Мусаевой Байсангур стали фигурантами уголовных дел.
- В конце 2021 года у Абубакара Янгулбаева в квартире в Пятигорске прошел обыск, после этого его допросили сотрудники полиции. Тогда похитили его родственников в Чечне.