Адвокат Гарифулла Япаров, представлявший интересы участника протестов в Башкортостане Дима Давлеткильдина, получил постановление об отводе. Об этом защитник рассказал на личной странице во «ВКонтакте»; внимание на сообщение обращает группа поддержки арестанта.
Япаров отметил, что заключал соглашение с родственниками Давлеткильдина и доверитель адвоката был доволен его работой. Интересы Давлеткильдина будут защищать два других адвоката по соглашению.
19 января в дом к Диму Давлеткильдину и его жене Юлии пришли пять сотрудников ОМОН и два следователя. Поскольку Дим был на работе, силовики задали Юлии вопросы, пригласили его в отдел полиции для разговора и ушли. 20 января, когда Давлеткильдин пришел в отдел, его задержали и вместе с другими задержанными увезли в Уфу, при этом повестку в руки ему не давали. В этот же день у активиста дома без понятых провели обыск, допросив даже маленьких детей. Один из сотрудников ОМОНа знал пароль от телефона Давлеткильдина и разблокировал его перед следователями. 21 января мужчине предъявили обвинение по статье об участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК), а 22-го — отправили в СИЗО-1 в Уфе.
Кроме того, Давлеткильдин оказался в больнице после избиения силовиками. У него диагностировали перелом поперечного отростка позвоночника, а также анемию.
- Фаиль Алсынов — башкирский активист и экс-лидер движения «Башкорт», которому назначили четыре года колонии из-за выступления на народном сходе. 17 января, в день вынесения приговора Алсынову, у суда собрались сочувствующие активисту жители Башкортостана. После оглашения приговора силовики начали задерживать протестующих, начались столкновения. Против участников схода завели административные дела и уголовное дело о массовых беспорядках, которое стало поводом для многочисленных обысков, задержаний и арестов. О том, как силовики преследуют жителей Башкортостана, ОВД-Инфо рассказывал здесь.
- Уголовное дело против Алсынова возбудили в октябре 2023 года из-за апрельского выступления на сходе жителей Баймакского района против золотодобытчиков, которое он вел полностью на башкирском языке. В нем активист раскритиковал проведение мобилизации в республике и отсутствие доступа местных жителей к природным ресурсам региона. Сам Алсынов позднее пояснил, что силовикам «не понравилось» его высказывание о «мигрантах, которые приезжают в республику и занимаются здесь, в том числе, незаконной добычей полезных ископаемых». До вынесения приговора он находился под подпиской о невыезде.
- Известно о трех крупных акциях, которые в январе проходили в поддержку Алсынова: 15 и 17 января — в Баймаке, 19 января — в Уфе. По данным ОВД-Инфо на 1 февраля, 34 человека, включая двух женщин, стали фигурантами уголовного дела по этому поводу, всех их отправили в СИЗО. Людей преследуют по статьям об организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК), участии в них (ч. 2 ст. 212 УК), а также применении насилия к представителю власти (ст. 318 УК), некоторым вменили сразу несколько статей. Как минимум одного из фигурантов, Дима Давлеткильдина, сильно избили. Другой, Рифат Даутов умер после задержания, родным не назвали причину смерти и не выдали заключение. 16 человек задерживали и арестовывали по статье о неповиновении сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП), еще 4 человек — по статье 20.2 КоАП, перед тем как завести на них уголовное дело. Всего в суды Башкортостана с 15 по 31 января поступило 163 административных дела по следам протестов, из них 123 — по статье о неповиновении полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП). 155 дел завели на мужчин, 8 — на женщин. Задержанным чаще назначали административные аресты, чем штрафы.