Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 1 февраля вынес постановления по жалобам 45 подзащитных ПЦ «Мемориал» и ОВД-Инфо. Документы опубликованы на официальном сайте суда.
Жалобы содержатся в постановлениях «Устинов и другие против России», «Петрова и другие против России» и «Пантенков и другие против России».
Заявители жаловались на нарушение их прав при задержаниях на мирных акциях протеста: митингах в поддержку Алексея Навального 23 января, 31 января, 2 февраля и 21 апреля 2021 года в различных городах России, акции за допуск врачей к Навальному у ИК-2 в Покрове во Владимирской области 6 апреля 2021 года, акции в поддержку математика Азата Мифтахова 25 декабря 2020 года, акции за честные выборы 29 июля 2021 года в Санкт-Петербурге и протеста против российского вторжения в Украину 3 марта 2022 года в Москве.
Российские суды привлекали их к административной ответственности по статьям о проведении акции без подачи уведомления о ней (ч. 2 ст. 20.2 КОАП), нарушении правил участия в акции (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и участии в акции, повлекшей нарушение дорожного движения или работы социальной инфраструктуры (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП). Заявителям назначили штрафы в размере от пяти до 20 тысяч рублей, а также административно арестовывали на срок от трех до 14 дней.
ЕСПЧ признал в делах подзащитных ПЦ «Мемориал» и ОВД-Инфо нарушения ряда статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: о праве на свободу собраний (ст. 11), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5) и на справедливое судебное разбирательство (ст. 6).
Подзащитным присудили компенсации в размере от трех с половиной до пяти тысяч евро.
- 11 июня 2022 года Владимир Путин подписал закон, позволяющий российскому правительству не исполнять решения ЕСПЧ, принятые после 15 марта 2022 года — дня, когда Россию исключили из Совета Европы. При этом Суд продолжил рассматривать жалобы на нарушения российских властей, которые произошли до 14 сентября 2022 года. С ними юристы все еще обращаются в ЕСПЧ, чтобы сохранить связь с Советом Европы, в который Россия, возможно, когда-нибудь захочет вернуться. Это также позволяет фиксировать нарушения и информировать европейские страны о масштабе нарушений прав человека в России.