Мещанский районный суд Москвы в апреле поместил в СИЗО жителя Подмосковья Алексея Тихомирова по уголовному делу о диверсии (ч. 1 ст. 281 УК). Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны», пришедший 29 августа на заседание по продлению меры пресечения.
Мужчине вменяют поджог релейных шкафов на железной дороге, задержали его еще 14 апреля. Где именно произошел поджог, не уточняется.
Тихомиров попросил не продлять ему арест, отметив, что у него «устойчивые социальные связи», есть жена и дочь. Он также заявил, что в результате поджога пострадали только покрытия шкафов. Суд решил оставить Тихомирова в следственном изоляторе.
«Они работали до моего прихода, работали после моего прихода. И кроме работников железной дороги, которые их красят и как-то обслуживают, никто о моем приходе в принципе-то и не знал. То, что мне сейчас квалифицируют тяжкую статью, а хотят переквалифицировать на еще более тяжкую, я считаю неправильным, незаконным и необоснованным», — приводит «Медиазона» слова подсудимого.
Издание отмечает, что Алексей Тихомиров является уроженцем Украины, но у него есть российское гражданство, проживает он в Сергиевом Посаде. Также выяснилось, что мужчина был судим: в 2012 году его приговорили к году и восьми месяцам колонии по делу о краже (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК); в 2014 году Тихомирову назначили неизвестное наказание по делу о грабеже (ч. 1 ст. 161 УК), побоях (ч. 1 ст. 116 УК), угрозе убийством (ч. 1 ст. 119 УК) и краже (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК).
- До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные материалы и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.
- Как правило, подробности уголовных дел о диверсиях почти неизвестны — информацию о них, в основном, распространяют силовики. Помимо статьи о диверсии, некоторым обвиняемым также вменяют статью о теракте (ст. 205 УК) или его подготовке. Из имеющихся данных можно сделать вывод, что возбуждение дел именно по этим статьям не всегда имеет под собой основания: далеко не все случаи несут в себе серьезные последствия для работы железной дороги, а некоторые совсем незначительны. Во многих случаях обвиняемые рассказывали, что повреждали релейные шкафы и другое оборудование на дорогах за небольшие деньги. При этом в ряде случаев можно утверждать, что поджоги были способом выступить против полномасштабного вторжения в Украину.