Следователь первого отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета Чечни Хизир Атангериев возбудил новое уголовное дело в связи с избиением журналистки «Новой газеты» Елены Милашиной и адвоката Александра Немова. Об этом сообщают «Новая газета» и Федеральная палата адвокатов РФ.
Новое дело соединили с прошлыми уголовными делами, возбужденными по факту нападения на Милашину и Немова. В объединенном деле теперь фигурирует еще шесть статей Уголовного кодекса:
- Незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 127 УК);
- Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием и с повреждением или уничтожением их имущества (ч. 3 ст. 144 УК);
- Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружие (ч. 2 ст. 162 УК);
- Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения группой лиц по предварительному сговору с применением неопасного для жизни насилия, либо с угрозой применения насилия (п. «а, в» ч. 2 ст. 166 УК);
- Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении защитника, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, совершенная с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 4 ст. 296 УК);
- Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 325 УК).
Таким образом, по мнению пострадавшей стороны, следствие признало, что мотивом нападения стала именно журналистская и адвокатская деятельность Малашиной и Немова. «Положительно удивило наличие статьи о воспрепятствовании правосудию. То есть следствие восприняло мои показания о том, что нападение было связано с моей работой по уголовному делу в качестве защитника», — приводит Федеральная палата адвокатов комментарий Немова.
4 июля адвоката Александра Немова и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину жестоко избили по дороге на суд по делу матери чеченских активистов Заремы Мусаевой, которую представляет Немов.
По рассказу пострадавших, их машине преградили путь три автомобиля. Из них вышли вооруженные люди в черных балаклавах и начали избивать адвоката и журналистку. Неизвестные били их ногами и полипропиленовыми трубами, угрожали застрелить, приставляя пистолет к голове, а затем отобрали и разбили их технику. Милашина рассказывала, что ее специально били по пальцам с намерением их сломать. Немов получил ножевое ранение в ногу.
После этого Милашину и Немова перевезли в больницу Беслана, а оттуда они перелетели в Москву. В столичной больницы у Милашиной диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, множественные переломы костей кистей рук (до 14), множественные ушибы мягких тканей.
В последствии СК Чечни возбудил уголовное дело по статьям об умышленном причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью (п. «а» и «в» ч. 2 ст. 115 УК и п. «г», «д», «з» ч. 2 ст. 112 УК). Сейчас оба уголовных дела объединены.
- Елена Милашина и Александр Немов прилетели в Грозный на приговор Зареме Мусаевой, которую в январе 2022 года из Нижнего Новгорода похитили чеченские силовики и привезли в Грозный. Спустя полтора года, в день избиения адвоката и журналистки, Мусаеву признали виновной по делу о мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК) и применении насилия к полицейскому (ч. 2 ст. 318 УК) и приговорили к пяти с половиной кодам колонии.
- Зарема Мусаева — жена федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева, их старший сын Абубакар Янгулбаев работал юристом в «Комитете против пыток», его и других сыновей власти также подозревают в причастности к чеченскому оппозиционному каналу 1ADAT. Членов семьи преследуют в течение многих лет. «Эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей», — так в своем телеграм-канале высказывался Рамзан Кадыров.