В камере у Саши Скочиленко, находящейся в петербургском СИЗО-5 по делу об «антивоенных ценниках», прошло четыре обыска за две недели. В СИЗО, где она содержится, запретили передавать книги. Об этом сообщает группа поддержки арестантки.
Во время последнего обыска Скочиленко не было в камере. Вещи девушки разбросали по полу, потоптали ее письма, раздавили беруши, разорвали книгу и изъяли суточную дозу лекарств. В ответ на вопрос, с чем связаны обыски, сотрудники изолятора заявили, что с ценниками, из-за которых Скочиленко и поместили в СИЗО. Группа поддержки девушки передает, что она подавлена и каждый день засыпает в страхе перед очередным обыском. Саша Скочиленко расценивает частые обыски как средство давления: прежде их проводили дважды в месяц.
С прошлой недели в СИЗО перестали принимать книги, а также ввели ограничение: у каждого арестанта может быть не больше трех книг. Кроме того, в душевых изолятора нет горячей воды. При этом арестанткам, ссылаясь на правила безопасности, запрещают носить подогретую воду из камер в ведрах, но разрешают в неудобных для переноски тазах.
24 сентября 2022 года Следственный комитет предъявил художнице Саше Скочиленко обвинение по делу о распространении «фейков» о российской армии по мотивам политической ненависти (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). По версии следователей, она заменила ценники в магазине «Перекресток» на листовки с информацией об обстреле мариупольского драмтеатра и гибели мирных жителей.
Художницу задержали 11 апреля 2022 года, а еще через два дня отправили под стражу. Девушка признала факт распространения листовок, но не считает себя виновной и отрицает, что распространяла ложную информацию.
С детства Саша Скочиленко страдает целиакией, непереносимостью глютена. Сотрудники изолятора отказывались передавать подходящие продукты, но позже необходимое питание ей все же предоставили. Однако для больных целиакией необходимо организовывать отдельную кухню, а в СИЗО это невозможно.
В августе 2022 года девушка пережила депрессивный эпизод, а после задержания и ареста ей диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство. Помимо этого, ранее у девушки выявили биполярное аффективное расстройство. Врачи назначили ей рецептурные препараты, однако в СИЗО ей их время от времени отказываются выдавать, не объясняя причины.
У арестантки также диагностировали пролапс митрального клапана и сильную аритмию. В апреле кардиолог, которая обследовала Скочиленко в СИЗО, заявила, что жизнь девушки находится под угрозой — есть риск остановки сердца.
Кроме того, у арестантки загноилась десна после удаления зуба. Операцию ей проводили уже в СИЗО, но у врачей не оказалось нужного материала, чтобы наложить шов. Обезболивающих художнице не давали. Наконец, у девушки обнаружили кисту в правом яичнике.
- С 24 февраля 2022 года — первого дня полномасштабного вторжения в Украину — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 600 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- Статью 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом власти отреагировали на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. Максимальное наказание по статье — 15 лет лишения свободы.