В Москве задержали двух молодых людей, которые, по версии следствия, подожгли три релейных шкафа на железнодорожных станциях. Об этом сообщает телеграм-каналы SHOT и «Экстремизму — нет», связанный с силовиками.
На молодых людей 1995 и 1997 года рождения завели уголовное дело по статье о приведении в негодность транспортных средств или путей (ч. 1 ст. 267 УК). Следствие рассматривает вопрос, чтобы переквалифицировать дело на статью о диверсии (ст. 281 УК).
Молодых людей задержали в метро. По информации силовиков, в ночь на 19 июня они подожгли релейные шкафы в районе станций Москва-Товарная — Павелецкая — Варшавская за деньги. SHOT утверждает, что им заплатили за это 30 тысяч рублей. «Возгорание быстро потушили порошковыми огнетушителями. На график движения инцидент никак не повлиял», — уточняет телеграм-канал.
SHOT также передает, что задержанные — граждане Казахстана; им предложили поджечь релейные шкафы в соцсетях.
- До начала полномасштабной войны с Украиной в России редко судили по статье о диверсиях (ст. 281 УК) — за последние десять лет суды выносили по несколько приговоров в год, выяснила «Медиазона». С осени 2022 года силовики стали регулярно возбуждать уголовные дела по этой статье: журналисты издания изучили известные дела и выяснили, что почти в трех четвертях из них говорится о повреждении релейных шкафов на железных дорогах. Кроме того, в конце 2022 года наказание за диверсии ужесточили: в УК ввели три новых связанных статьи, одна из которых предполагает пожизненное лишение свободы.
- Как правило, подробности уголовных дел о диверсиях почти неизвестны — информацию о них, в основном, распространяют силовики. Помимо статьи о диверсии, некоторым обвиняемым также вменяют статью о теракте (ст. 205 УК) или его подготовке. Из имеющихся данных можно сделать вывод, что возбуждение дел именно по этим статьям не всегда имеет под собой основания: далеко не все случаи несут в себе серьезные последствия для работы железной дороги, а некоторые совсем незначительны. Во многих случаях обвиняемые рассказывали, что повреждали релейные шкафы и другое оборудование на дорогах за небольшие деньги. При этом в ряде случаев можно утверждать, что поджоги были способом выступить против полномасштабного вторжения в Украину.