Осужденный по статье о повторной дискредитации армии Алексей Москалев (ч. 1 ст. 280.3 УК) находится в СИЗО-1 Смоленска. Об этом рассказал представляющий его интересы адвокат от ОВД-Инфо Владимир Билиенко.
28 марта Москалева приговорили к двум годам колонии. Накануне он сбежал из-под домашнего ареста, но через два дня его задержали в Беларуси. 12 апреля стало известно, что мужчину экстрадировали в Россию. С тех пор было неизвестно, где он находится.
Сегодня, 3 мая, Билиенко встретился с Москалевым в СИЗО. Алексей рассказал, что его задержали 30 марта в городе Смолевичи восемь сотрудников спецслужб Беларуси. При задержании его сильно избили руками и ногами по груди и спине, отбили мышцу на правой ноге, а также нанесли несколько ударов по голове, в том числе били его головой об стену.
Мужчина уточнил, что перед задержанием не звонил никому по телефону, подчеркнув, что телефона у него с собой вообще не было — ранее СМИ сообщали, что отследить мужчину силовики смогли из-за включенного телефона.
После этого на Москалева надели наручники, очень сильно их затянув, и отвезли в ИВС. Мужчина добавил, что из-за наручников у него до сих пор не восстановилась иннервация кистей рук: он не чувствует больших пальцев. По словам Алексея, в ИВС он провел два-три дня, затем его перевели в тюрьму, где держали около недели.
В Россию его вывезли люди в гражданской одежде на легковом автомобиле без ведомственной маркировки. На территории страны сначала его доставили в ИВС Смоленска, где он пробыл два дня, а затем в СИЗО.
Семья Москалевых попала во внимание силовиков после того, как его дочь Маша нарисовала на уроке ИЗО антивоенный рисунок. Сначала девочку забирали в полицию, а в декабре 2022 года на ее отца завели уголовное дело по статье о повторной дискредитации армии (ч. 1 ст. 280.3 УК) из-за постов в «Одноклассниках».
В марте Алексея Москалева поместили под домашний арест, а Машу — в реабилитационный центр: Комиссия по делам несовершеннолетних утверждала, что под домашним арестом ее отец не сможет осуществлять родительский контроль. Чиновники также требовали ограничить отца и мать Маши в родительских правах, но 21 марта суд прекратил соответствующее дело. Сама Маша сейчас находится у матери, которая с ней не общалась более семи лет и жила со своей семьей под Тамбовом.
23 апреля прокурор потребовал ужесточить наказание Москалеву: назначить помимо лишения свободы запрет на администрирование интернет-ресурсов сроком на три года. Также стало известно, что в деле появился новый адвокат — Ростислав Куликов из Калининграда. В апелляционной жалобе на приговор он согласился с судом в виновности Москалева, но потребовал изменить наказание на меру, не связанную с лишением свободы. Билиенко настаивает на полной невиновности своего подзащитного, и потому не согласен с позицией прокурора и Куликова.
- Подробнее о ситуации вокруг Алексея и Маши Москалевых читайте в нашей хронике.
-
На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 550 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.
- Статью 280.3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил Российской Федерации) включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года — таким образом правительство отреагировало на антивоенные выступления и высказывания, а также распространение информации о войне, не исходящей из официальных российских источников. 14 марта 2023 года Госдума приняла поправки, увеличивающие максимальное наказание по этой статье, с тех пор оно составляет семь лет лишения свободы.