71-летний активист из Сочи Владимир Атаманчук, которого преследуют по статье о повторной дискредитации армии (ч. 1 ст. 280.3 УК), рассказал «Кавказскому узлу» о давлении со стороны следователя и усугубившихся из-за этого проблемах со здоровьем.
О том, что против него возбуждено уголовное дело, Атаманчук узнал 21 октября, тогда его отпустили под подписку о невыезде. Изначально дело расследовали по месту жительства пенсионера — в Лазаревском районе Сочи. Позднее материалы передали в Центральный район города, из-за чего активисту приходится каждый раз преодолевать более ста километров, чтобы принять участие в следственных действиях.
22 декабря мужчине вручили сразу пять повесток на допросы к следователю. «Я приехал 23 и 24 [декабря] по повесткам, но 26 мне стало плохо. Я обратился в хирургическое отделение. Мне провели обследование, так как выявились серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата», — рассказал Атаманчук. Кроме того, он сообщил следователю, что его адвокат не может присутствовать на всех допросах из-за загруженности.
В ответ, по словам пенсионера, следователь начал угрожать, что доставит Атаманчука на допрос силой, а если его адвокат не сможет явиться, то найдет мужчине «своего адвоката». «В силу возраста, заболевания и финансовых сложностей я не могу ездить по столько километров в день. Если меня повезут силой и закроют без лечения, то я просто умру в этой тюрьме, потому что испытываю сильные боли и мне необходимо лечение», — пояснил пенсионер в разговоре с «Кавказским узлом».
В мае пенсионера дважды оштрафовали по административной статье о дискредитации армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) из-за раздачи антивоенных листовок. В сентябре суд арестовал его на пять суток по статье о неповиновении требованиям сотрудников полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП), писал «Кавказский узел». Перед этим его более суток продержали в отделе полиции, где сотрудники угрожали ему уголовным делом.
В марте Атаманчука также арестовывали на 10 суток по статье об организации несогласованной акции (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).
29 декабря 10:00 27 декабря Владимира Атаманчука госпитализировали с сердечным приступом возле здания УВД города Сочи, после того как следователь заставил пенсионера поехать на допрос. Об этом сообщил «Кавказский узел».
Факт госпитализации подтвердил регистратор в городской больнице № 5.
Ранее Атаманчук был на больничном, документ о чем направил следователю. 27 декабря, когда пенсионер находился в поликлинике, следователь стал названивать ему и требовать явиться на допрос.
По словам пенсионера, силовик также запугал врача, который наблюдал Атаманчука. Под давлением следователя доктор написал, что пенсионер на больничном, но может участвовать в следственных действиях.
«Я был вынужден в очень плохом состоянии добираться до железнодорожного вокзала, где сел на электричку в 13.15 мск. В электричке мне стало плохо. Добрые люди помогли мне добраться до УВД. Но возле УВД стало совсем плохо и мне вызвали скорую помощь. Следователь это видел», — рассказал 71-летний Атаманчук.
После того, как пенсионер оказался в больнице, следователь позвонил его соседке и заявил, что Атаманчука объявят в розыск.
«Я должен 80 000 рублей, отсидел пять суток, а теперь меня просто доводят до смерти. Я не уверен, что доживу до их суда при таком прессинге, и поэтому решил написать завещание в пользу детей-сирот, если со мной что-то случится», — сказал активист.
Корреспондент издания связался со следователем по делу Атаманчука, но тот не ответил на вопросы журналиста. Адвокат пенсионера Сергей Костюк подчеркнул, что «обвиняемый в случае болезни имеет право на лечение», а «давление на медицинских работников карается статьей 286 УК».
- С 24 февраля — первого дня «спецоперации» в Украине — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 390 человек. Подробнее об этом — в нашем гиде.
- Статью 280.3 включили в Уголовный кодекс в марте 2022 года. Максимальное наказание по ней — пять лет лишения свободы.