Верховный суд России признал незаконным заключение под стражу фигуранта «ростовского дела» Яна Сидорова и дальнейшее продление ему меры пресечения. Об этом в фейсбуке написал адвокат Александр Передрук, постановление вынесли 21 декабря.
«Такое решение было принято в рамках надзорного производства после того, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение права моего доверителя на свободу и личную неприкосновенность», — подчеркнул Передрук.
В январе 2021 года ЕСПЧ присудил 2700 евро Сидорову за длительное содержание под стражей. Тогда суд пришел к выводу, что российская сторона нарушила право молодого человека на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), когда отправила активиста в СИЗО на 22 месяца 25 дней во время расследования по делу о покушении на «массовые беспорядки».
«Страсбургский суд согласился с заявителем в том, что национальные суды избирали и продлевали меру пресечения, опираясь в основном на тяжесть обвинения и используя стереотипные формулы, используя допущения вместо какой бы то ни было доказательной базы, а также не обращаясь к конкретной, личной ситуации Сидорова. Суды не стремились объяснить в своих постановлениях, почему альтернативные меры пресечения не могли обеспечить надлежащий ход судебного разбирательства», — уточнил адвокат.
В апреле суд постановил, что ФСИН должна выплатить 30 тысяч рублей Сидорову за ненадлежащие условия содержания в ИК-10 Ульяновской области.
Помимо Сидорова, в «ростовском деле» было еще два фигуранта — Владислав Мордасов и Вячеслав Шашмин. 5 ноября 2017 года — в день, на который оппозиционный политик Вячеслав Мальцев назначил всероссийскую «революцию» — Сидоров и Мордасов планировали провести пикет с требованием отставки областного правительства. Их задержали на площади с плакатами «Верните землю погорельцам» и «Долой правительство». Шашмина задержали на подходе к площади. Силовики вменили задержанным «намерение привлечь к массовым беспорядкам всех участников группы „Революция 5/11/17 Ростов-на-Дону“» в телеграме. Этот чат администрировали Сидоров и Мордасов. Шашмин, как и они, обсуждал в чате только мирный протест.
За несколько дней до «революции» в чате появились люди, которые стали призывать к государственному перевороту, погромам и вооруженному сопротивлению полицейским. Из-за того, что таких сообщений было много, администраторы чата не удаляли их и не банили авторов, а просто старались игнорировать.
В декабре 2019 года Сидорова приговорили к шести с половиной годам, а Мордасова — к шести годам и семи месяцам колонии строгого режима. В июле 2020 года кассационный суд смягчил этот приговор до четырех лет лишения свободы, переквалифицировав обвинение с покушения на приготовление к массовым беспорядкам (ч. 1 ст. 212 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). Шашмину назначили три года условно — ему вменили покушение на участие в беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК с применением ч. 3 ст. 30 УК).