Первый апелляционный суд общей юрисдикции в Москве утвердил приговор — 22 года колонии строгого режима и штраф в 500 тысяч рублей — журналисту Ивану Сафронову. Об этом сообщают РИА «Новости».
Судья также оставил в силе решение о назначении Сафронову двух лет ограничения свободы после отбытия основного наказания.
Приговор по делу журналиста Мосгорсуд вынес в сентябре. Его признали виновным по обвинению в госизмене (ст. 275 УК). В основе уголовного дела — передача информации, которую можно найти в открытых источниках.
По версии следствия, журналист занимался освещением работы военно-промышленного комплекса и якобы передал сведения, содержащие гостайну, зарубежным разведкам — чешской (через журналиста Мартина Лариша) и немецкой (через политолога Дмитрия Воронина).
В августе издание «Проект» опубликовало обвинительное заключение по делу Сафронова, а также подробный разбор доказательств. Журналистам удалось обнаружить почти все «гостайны», якобы разглашенные Сафроновым, в открытых источниках. В единственном случае, когда сделать этого не удалось, они смогли найти близкое по смыслу описание в «Википедии» и в решении на сайте Арбитражного суда Москвы. Кроме того, журналисты подчеркивают, что Сафронов никогда не имел доступа к гостайне.
По информации издания, свидетель со стороны обвинения Дмитрий Воронин, который изначально дал показания против Сафронова, отказался от них в суде. Адвокат «Первого отдела» Валерия Ветошкина также уточнила, что обвинение не смогло предоставить ни одного иного свидетеля, который указал бы, какую именно засекреченную информацию Сафронов мог получить от секретоносителей.
Следствие также утверждает, что Сафронов согласился работать на зарубежные спецслужбы из-за нехватки денег. «Проект» отмечает, что в материалах дела нет документов, подтверждающих, что журналист получал какие-либо гонорары от иностранных разведок.
- Экс-сотрудника «Коммерсанта» и «Ведомостей» Сафронова арестовали в июле 2020 года. С этого времени он находился в СИЗО «Лефортово», которое максимально изолировано от общества.
- За более чем два года ареста журналисту не предоставили ни одного свидания и звонка близким. Вероятно, таким образом следователь ФСБ Александр Чабан пытался надавить на Сафронова и добиться, чтобы тот признал вину. В октябре 2020-го Чабан отказал Сафронову в просьбе позвонить матери и поздравить ее с днем рождения, поскольку, по его мнению, это могло навредить расследованию: мать журналиста проходит свидетелем в рамках уголовного дела. Позже Чабан предложил обменять звонок маме на сотрудничество со следствием.