Зарема Мусаева, мать активиста Ибрагима и юриста «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаевых, а также жена бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева, может находиться под 15-суточным административным арестом в Грозном. Об этом министр внешних связей, информации и печати Чечни Ахмед Дудаев сообщил 23 января в вечернем эфире «Дождя».
Дудаев еще раз заявил, что Зарему Мусаеву приводом доставили к следователю из Нижнего Новгорода в Грозный, посколько она якобы проходит свидетелем по некоему делу о мошенничестве. На вопрос, где сейчас находится Мусаева и почему она не выходит на связь с родственниками, чиновник ответил, что после доставки в Грозный она «напала на полицейского и чуть не лишила его глаза». Подтверждений своим словам Дудаев не привел и продолжил: «После административного правонарушения где может быть человек? Конечно же, он в спецприемнике МВД по Чеченской республике».
Ахмед Дудаев не уточнил, по какой статье арестовали Зарему Мусаеву, когда именно и какой суд рассматривал дело, а также была ли ей предоставлена возможность связаться с защитником. Речь может идти о части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению полицейского. В случае, если суд признает человека виновным по этой статье, он может назначить штраф от двух тысяч до четырех тысяч рублей, административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
У Заремы Мусаевой диабет, требующий уколов инсулина пять раз в день и применения редкого лекарства. Сахарный диабет с осложнениями входит в Перечень заболеваний, при которых административный арест отбывать нельзя. Дудаев настаивает, что Мусаевой оказывают необходимую помощь, однако не объясняет, почему к человеку с диабетом применили арест.
На третий день после похищения Мусаевой, 22 января, чеченские власти опубликовали видео, в котором она, отвечая на вопросы неизвестного мужчины, утверждает, что силовики никакого насилия по отношению к ней не проявляли и купили ей инсулин. «Я знаю свою мать, и сейчас на видео она в очень тяжелом состоянии и просто никакая», — комментировал запись Абубакар Янгулбаев. Новых свидетельств о состоянии Заремы Мусаевой с тех пор не появлялось.
11:40 Младший сын Заремы Мусаевой Байсангур Янгулбаев выступил в эфире «Дождя». По его мнению, обвинение в нападении на полицейского — лишь формальное основание, чтобы подольше задержать Мусаеву в Чечне, назначив ей арест.
«Они придумали, как больная женщина напала на вооруженного кадыровского силовика, оскорбила, избила… И сразу же человеку, к которому впервые применяется административное правонарушение, дают по максимуму срок 15 суток!» — сказал Янгулбаев.
19:19 Карточка дела Заремы Мусаевой появилась на сайте Ленинского районного суда Грозного. Ей вменили статью о мелком хулиганстве (ч. 1 ст. 20.1 КоАП) — она предполагает штраф от пятисот до тысячи рублей либо арест до 15 суток.
В 17 часов Мусаеву должны были допросить в качестве свидетеля по делу о мошенничестве. К ней до сих пор не допустили адвоката, передает «Комитет против пыток».
«Комитет против пыток» запустил петицию в поддержку Заремы Мусаевой.
- Зарему Мусаеву похитили чеченские силовики 20 января в Нижнем Новгороде. Вечером неизвестные, представившиеся сотрудниками полиции, пришли домой к ней и ее мужу Сайди Янгулбаеву. Силовики показали адвокату Янгулбаева постановление о приводе супругов в Чечню в качестве свидетелей по делу о мошенничестве. Затем женщину силой увезли из квартиры. Мусаева потеряла сознание на лестнице — она страдает диабетом и, возможно, больна коронавирусом. Ее местоположение до сих пор достоверно неизвестно. Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил, что Мусаева чуть не выцарапала глаз силовику и за это против нее возбудят уголовное дело. Он добавил, что «семейку» Янгулбаевых «ждет место либо в тюрьме, либо под землей». 22 января муж и дочь Мусаевой покинули Россию.
- Незадолго до Нового года у Абубакара Янгулбаева в квартире в Пятигорске прошел обыск, после этого его допросили сотрудники полиции. Тогда же похитили его родственников в Чечне: позже их отпустили, но на 19 января как минимум два человека все еще оставались похищенными.
- 23 января стало известно, что около 15 родственников Абубакара Янгулбаева, живущие в Чечне, не выходят на связь после похищения Заремы Мусаевой. Янгулбаев предполагает, что их тоже могли похитить чеченские силовики, чтобы оказать на него давление.
- Братьев Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых и их отца Сайди Янгулбаева в 2015 году пытали в Чечне, об этом рассказывал Ибрагим. Он связывает преследование семьи со своей активистской деятельностью и критикой режима Кадырова.