Юристы ОВД-Инфо и Правозащитного центра «Мемориал» обратились в Генпрокуратуру с жалобами на несоответствие федеральному законодательству региональных законов о согласовании публичных мероприятий.
Правозащитники обнаружили выходящее за рамки федерального закона ужесточение правил согласования акций в 16 регионах. В этих субъектах юристы выявили дополнительные требования к содержанию и форме подачи уведомлений, хотя региональному законодателю разрешено устанавливать только «порядок подачи уведомления».
В настоящий момент дополнительные требования к содержанию уведомления действуют в пяти регионах. В Татарстане в уведомлении необходимо указывать электронную почту организатора и уполномоченных; в Волгоградской области — телефоны уполномоченных; в Чукотском автономном округе, Архангельской области и Кемеровской области в уведомлении о проведении акций на памятниках истории и культуры — мощность звукоусиливающей аппаратуры.
Дополнительные требования к форме уведомления юристы зафиксировали в 11 субъектах. Закон Чечни требует, чтобы уведомление и приложения к нему были прошиты и пронумерованы. В Псковской, Липецкой и Новгородской областях к уведомлению нужно приложить регламент проведения мероприятия. Кроме того, в Псковской области дополнительно требуют приложить к уведомлению копии паспортов организаторов и уполномоченных. В шести регионах (Амурская область, Волгоградская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Тамбовская область, Тульская область) уведомление следует подавать в двух экземплярах. В Мурманской и Ивановской областях организатор при проведении акции рядом с органами власти должен направлять копию уведомления в правительство области.
В 2008 году Верховный суд потребовал исключить дополнительные требования к содержанию уведомления и оформлению приложений из закона Башкортостана. После этого из регионального закона убрали требование прикладывать к уведомлению копии паспорта организатора и уполномоченных им лиц, письменные согласия уполномоченных лиц на выполнение распорядительных функций во время акции, а также требование прошивать и нумеровать приложения к уведомлению.
На практике такие требования на региональном уровне приводят к тому, что местные власти отказывают в согласовании мероприятий.
Так, в декабре 2017 года во время предвыборной президентской кампании Ксения Собчак попыталась согласовать пикет в Казани. Исполком Казани отклонил уведомление, потребовав привести его «в соответствие» с республиканским законом о митингах, который требует указывать электронную почту организатора. По федеральному закону, в информации об организаторе достаточно указывать имя, адрес пребывания и номер телефона.
«В республиканском законе о митингах действительно есть требование указать электронную почту заявителя, но делается это для того, чтобы получить контактную информацию инициаторов массового мероприятия. Мы для этого указали адрес и контакты. Проблема-то только в том, что человек без электронной почты вообще не способен подать уведомление. Так что это дискриминация», — отмечала руководитель казанского штаба Собчак Эльза Нисанбекова.
- В апреле 2019 года ОВД-Инфо и «Мемориал» обратились в Генпрокуратуру в связи с тем, что местные законы шести субъектов РФ незаконно распространили территориальные запреты на массовые и одиночные пикеты. В течение года региональные законодатели исправили эту ошибку во всех шести регионах.
- В декабре 2019 года после постановления Конституционного суда в связи с ограничениями в Коми правозащитники подали в прокуратуру заявления по регионам, где действуют безусловные территориальные запреты на проведение акций.
- Нарушения юристы выявили в ходе работы над докладом «Искусство запрещать-2», в котором рассматриваются проблемы регионального регулирования порядка подачи уведомления.